30 октября Россия празднует день создания отечественного Военно-морского флота. 316 лет назад Пётр Первый издал указ, в котором содержались слова, положившие начало становлению российского Военно-морского флота. Это знаменитое петровское «Морским судам быть!»
Как водится, у такого решения самодержца в 1696 году нашлось немало противников. Государю пытались косвенно или вполне открыто намекнуть на то, что государственная казна столь масштабного проекта может не потянуть, а, значит, было бы лучше «придержать» средства или распорядиться ими иначе. Во многом напоминает об аналогиях нашего времени...
И если бы боярские попытки переубедить молодого Петра тогда увенчались успехом, то, по понятным причинам, история России не знала бы морских побед в Петровскую эпоху. И чем бы завершилось военное противостояние, к примеру, со Швецией в Северной войне без наличия у России собственного Военно-морского флота? – вопрос открытый.
К счастью, Пётр не внял доводам, которые пытались озвучивать противники строительства Русского флота, а потому работа на верфях началась. Рождался один из двух главных союзников Государства Российского, который не изменял Отечеству ни на одном из исторических этапов, в отличие от союзников в лице ряда иностранных государств.
В колыбели русского Военно-морского флота – Воронеже – работами руководил лично Пётр Первый. В книге «Краткая история Русского Флота» Феодосия Веселаго говорится о том, что в Воронеже была создана администрация, которая и руководила строительством первых морских кораблей. Располагалась эта администрация в царском шатре, а управлял ею сам молодой Пётр. Местом строительства кораблей были избраны берега рек Воронеж и Дон, причём древесина для строительства бралась, как сообщает автор книги «безденежно», что свидетельствовало о самом серьёзнейшем отношении к делу государственной важности Петра и его сподвижников.
К строительству привлекались как отечественные мастера, так и корабелы из зарубежных государств. В приглашении их для работы в Россию поучаствовал в первую очередь именно Пётр Первый. При этом иностранные корабелы приглашались на русские верфи с рабочим инструментом, который отсутствовал в России. Через некоторое время после создания первых российских военных кораблей было налажено производство и инструмента тоже – набора всевозможных технических приспособлений, используемых в кораблестроении той эпохи.
Создание Русского военно-морского флота – это ведь не только создание знаменитой флагманской галеры «Принципиум», кораблей «Апостол Павел», «Апостол Пётр» и других пионерских образцов кораблестроения. Это ещё и сложнейшая работа по созданию самих верфей, каналов, шлюзов и других инженерно-технических сооружений, позволивших спустить корабли на речную воду и дать им возможность оказаться на морских просторах. Для такой работы Пётр привлёк по-настоящему интернациональную команду профессионалов своего дела, которые сослужили добрую службу на благо становления и развития отечественного Военно-морского флота. Если называть конкретные фамилии, то это корабельных дел мастера из Англии Ден и Най, шотландский профессор Фарварсон, голландец Крюйс. Особую роль сам Пётр отводил для инженера по созданию доков и каналов англичанина Перри. В этой интернациональной команде работали и немцы, и датчане, и, конечно же, русские – люди, которые знали толк как в кораблестроении, так и в корабельных орудиях.
Упомянутый шотландец Генри Фарварсон впоследствии работал преподавателем в открытой Петром школе математических и навигацких наук. Кстати, Фарварсон, который на государевой службе в России превратился из Генри в Андрея Даниловича, спустя годы после создания первых военных кораблей Русского флота, стал одним из разработчиков проекта дороги из Москвы в Санкт-Петербург.
Создание Русского военно-морского флота тесно связано и с событиями Северной войны. В одном из первых морских противостояний со шведами русской армии удалось заполучить три шведских корабля. Было это в 1701 году – когда шведская эскадра, состоявшая из 7 кораблей, решила направиться к Архангельску, чтобы разрушить построенные там верфи и суда.
Подойдя к острову Мудьюг, шведы на запрос русского берегового наблюдательного поста ответили, что их цель – торговля с архангелогородцами. Для проверки целей шведов к ним была выслана шлюпка с солдатами, переводчиком и кормщиком (рулевым). Шведы дождались, когда шлюпка подойдёт, а находящиеся в ней русские высадятся на корабль. После этого все русские солдаты были убиты. В живых шведы оставили переводчика Борисова и кормщика Рябова с той целью, чтобы они выступили в качестве лоцманов.
Борисов и Рябов осознавали, чем может грозить лоцманская услуга, предоставленная шведам, а потому повели три корабля флотилии на мель. Когда шведы поняли, куда их ведут «лоцманы», то решили расправиться с Борисовым и Рябовым. Переводчика они убили, а кормщик Рябов прыгнул с корабля в воду и вплавь добрался до берега, сообщив о произошедшем. Русская артиллерия открыла огонь по шведским кораблям, севшим на мель, после чего состоялся их захват. Остальная часть шведской эскадры была вынуждена отказаться от планов взятия Архангельска и ретировалась. Этот военный успех дал импульс для других важных морских побед в Северной войне.
В 1721 году в России появляется Русский Императорский флот, причём именно в таком статусе Военно-морской флот просуществовал почти два столетия – до революции 1917 года. К этому времени (к 1721 году) во флоте состояло 25 боеспособных линейных кораблей. По этому показателю Россия обошла Швецию и догнала Данию.
Со становлением Военно-морского флота России тесно связано Адмиралтейство, изначально строившееся как верфь. Со временем к Адмиралтейству, расположенному в Санкт-Петербурге, перешли управленческие функции флотом, а само здание стало одним из символов Русского флота.
Примерно в одно время с созданием Русского военно-морского флота появляется и один из главных корабельных символов, а именно Андреевский флаг – флаг, который являлся кормовым для военных кораблей Российской империи. Упоминание названия этого флага характерно для напутствий командиров к матросам перед важным морским сражением: С нами Бог и Андреевский флаг! В 1699 году использование этого флага на военных кораблях ввёл Пётр Первый. К 1720 году Андреевский флаг стал использоваться в Военно-морском флоте официально.
Военно-морской флот - эта одна из основ безопасности России. Трудно переоценить вклад в создание этой основы тех людей, которые стояли у истоков формирования Русского военного флота. Их талант и трудолюбие позволили России стать великой морской державой и заставили противников с нею считаться ещё и на бескрайних просторах мирового океана!