Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» побеседовал с доктором исторических наук из Франции, музейным работником с мировым именем Марком Буксеном.
Редакция благодарит за помощь в подготовке интервью проект «Гумбинен-на-Марне», организованный при поддержке Российского военно-исторического общества.
- Господин Буксен, этот год юбилейный - исполняется 100 лет с начала Первой мировой войны, скажите, помнят ли французы о том, какую роль в Первой мировой войне сыграла Россия? В частности, слова французского маршала Фердинанда Фоша о том, что если бы сто лет назад русские не победили под Гумбиненом (ныне город Гусев Калининградской области), то «Франция была бы стёрта с политической карты Европы».
- В действительности французы немного знают (о роли России), в частности, из-за советских властей. Вся информация о русском экспедиционном корпусе во Франции была стёрта правительством большевиков, по причине связи с царём и империей. Следовательно, об этом не говорили, а французская сторона располагала малым количеством информации.
С недавнего времени, восемь лет назад, французы и русские начали вместе реконструкцию исторических событий. В настоящее время появляется всё большее количество фильмов, репортажей, документальных фильмов, по истории Первой мировой войны и экспедиционном корпусе, снятых не только французами, но и русскими.
Я знаком с Алексеем Денисовым, который в настоящее время работает на канале «История». Шесть лет назад он выпустил фильм об истории экспедиционного корпуса под названием, которое было переведено на французский язык как «Победа, забытая или украденная».
- Сто лет назад французские и русские войска смогли объединиться против общего врага и победить. Как вы считаете, могут ли сейчас Франция и Россия объединиться?
- Очень хочу этого. Я один из тех, кто думает, что должна быть некая континентальная ось Париж-Берлин-Москва для того, чтобы противостоять притязаниям со стороны США.
- Вы считаете, что США – это враг для Франции и России?
- Нет, но в экономическом плане да. У нас также есть отношения с США, в том числе по военным событиям. Но я думаю, что между Россией и Францией существуют особые отношения. А также французская душа и российская прекрасно дополняют друг друга.
- Сейчас в СМИ существует такая тенденция, что Россия является врагом. Что об этом думает французский народ?
- В целом западные СМИ очень плохо информированы. И у французского народа нет чёткого мнения, но у французов складывается благоприятное впечатление о русском народе: фольклор, легенды музыка, литература, хореография, балет, русские женщины, которые французы считают очень красивыми. Я искренне думаю, что французы чувствуют свою близость к русскому народу.
В настоящее время очевидно разделение мнений о президенте Путине, в частности из-за США, которые немного вводят в заблуждение некоторых французов. Идёт такая «дьяволизация» президента Путина американцами, и это влияет на французов, но не на всех.
Например, интервью Путина, которое было дано в Сочи двум известным французским журналистам, имело огромное количество просмотров во Франции, и у всех сложилось хорошее мнение о российском президенте. Многие французы сказали: «Вот если бы у нас был такой президент как Путин!»
- Что думают французы о присоединении Крыма?
- Большая часть французов не располагает информацией об этом, но те, кто немного в курсе событий, находят это абсолютно естественным, что Крым вернулся в Россию. Французам близка эта ситуация с присоединением Крыма.
Мы сами познали подобную ситуацию с нашими провинциями Эльзас и Лотарингия, которые были захвачены Германией после войны 1870 года. И у Франции было одно желание – вернуть эти провинции, которые были французскими.
И мы сравниваем их с Крымом и прекрасно понимаем тот факт, что Крым стал российским.
К тому же один из построенных для вас вертолётов называется «Севастополь»!