В комментарии для «Свободной прессы» заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин выразил мнение, что ставленникам США в Киеве выгодно выполнить лишь часть Минских соглашений. А именно – «заморозить» военный конфликт, но не проводить политически-экономической интеграции непокорных донбасских республик с Украиной. Таким образом, ДНР и ЛНР в социально-экономическом плане предоставляются сами себе, а также – России. Одновременно донбасская Новороссия становится этаким пугалом, благодаря которому на Украине можно будет продолжать нагнетать антироссийские настроения.
Судя по тому, что Киев в последние дни усиливает экономическую блокаду Донбасса, перемирие может, в самом деле, ограничиться «заморозкой» военных действий на неопределённый срок.
Какие опасности таит это для Донбасса и России?
- «Заморозка» конфликта в Донбассе, в том виде, в каком хочет осуществить её Киев, не пойдёт на пользу России, - считает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – Украинская власть оправится от военных поражений, Запад со своей стороны поможет залатать ей «военные дыры», подбросит вооружений и денег.
Идея Новороссии в таком случае тоже не состоится. Для создания полноценного государства необходимо, чтобы ДНР и ЛНР взяли под свой контроль хотя бы территории Луганской и Донецкой областей.
Кроме того, в интересах России, чтобы Новороссия распространилась и на соседние области. Таким образом, появится сухопутный коридор в Крым.
Потому что ни запланированный мост через Керченский пролив, ни авиасообщение не помогут полноценно интегрировать республику в Крым в экономическое пространство России. Мост – весьма дорогое удовольствие. Не факт, что строительство пойдёт успешно – в проливе сильные подводные течения. К тому же мы получим мост, в лучшем случае, в 2019 году. А до этого времени получается, что республика Крым будет существовать в полуосадном положении.
К тому же нельзя забывать, что сегодня на Украине заправляют ультранационалисты. Они будут использовать любую возможность вставлять России палки в колёса. В наших интересах помочь украинцам свергнуть эту власть, чтобы из братского народа не делали врага.
«СП»: - Последние боевые действия показали, что победы ополченцам даются большей ценой, чем ещё полгода назад. Будет ли в случае возобновления боевых действий расти взаимное ожесточение воюющих сторон?
- На мой взгляд, сейчас, как в психологии украинских военных, так и в психологии всего населения Украины наступает перелом. Люди всё меньше верят тому, что Донбасс можно победить силой оружия. Ещё одно поражение, даже меньшее по масштабам, чем поражение под Дебальцево - и украинская армия, а с ней и нынешняя государственность, начнут «сыпаться».
Если летние успехи ополченцев ещё можно было объяснять случайностью и «агрессией России», то сейчас всё большему числу людей, в том числе на Украине, становится ясно, что армия «незалежной» настолько малоэффективна, что не может справиться даже с полурегулярной армией Новороссии. В этой связи у граждан Украины усиливаются сомнения в способности Петра Порошенко и его команды руководить страной.
Этими сомнениями в случае очередного поражения ВСУ наверняка воспользуются политические противники Порошенко, что приведёт к внутриэлитным распрям.
Кроме того, армия Украины не становится сильней, потому что, вследствие больших потерь, воинские части приходится пополнять необстрелянными новобранцами. Большую часть ополченцев тоже нельзя назвать профессиональными военными, но, в среднем, у них гораздо больше боевого опыта. Кроме того, именно бойцы Новороссии куда сильнее мотивированы на то, чтобы отстоять Донбасс и очистить всю Украину от неонацизма.
Нельзя не заметить, что у ополченцев в последнее время наметился перевес в системах залпового огня. А на той войне, что идёт в Донбассе, именно перевес в артиллерии решает многое. Все эти факторы говорят о том, что украинская армия долго не выдержит ожесточённой войны, если она возобновится.
Не исключаю, что некоторые части ВСУ, состоящие из мобилизованных солдат, могут повернуть оружие уже против киевского режима.
«СП»: - Такого рода гипотезы выдвигались ещё прошлой весной и летом. Однако массовых протестов против режима Порошенко, по-прежнему, нет.
- Пока недовольство режимом Порошенко имеет социально-экономический оттенок. На него накладывается и недовольство поражениями на фронте. Протест против «майданной идеологии», действительно, пока не принял массовой формы. Но думаю, постепенно украинцы начнут понимать, что именно майдан стал причиной того, что относительно вменяемое и экономически устойчивое прежде государство Украина находится теперь на грани хаоса. Открыто эти настроения пока не будут выражаться, поскольку Порошенко установил в стране фактически диктатуру. Однако подспудно градус недовольства станет повышаться.
Надо к тому же понимать, что массовая обработка сознания с помощью СМИ может давать результат только до определённого момента. Людей уверяют уже около года в том, что скоро победоносная украинская армия «освободит» Донбасс, а затем и – Крым. Однако в какой-то момент наступает отрезвление и даже далёкие от политики люди теряют всякое доверие к собственным государственным СМИ. Это будет очень серьёзный, если не смертельный удар по-нынешнему киевскому режиму.
«СП»: - Означает ли призыв Порошенко ввести миротворцев НАТО на Украину, что он заинтересован в «заморозке конфликта»?
- Порошенко боится как раз новых военных поражений. Поэтому он и пытается зафиксировать хотя бы то положение, которое есть сейчас. Это ему необходимо в первую очередь для того, чтобы сохранить власть. Кстати, западные миротворцы представляются ему как раз фактором, фиксирующим его нахождение у власти.
«СП»: - После Минска-2 число обстрелов городов Донбасса резко снизилось. Это надолго?
- Не думаю. Мы видим, что Минские соглашения начали пересматриваться сторонами чуть ли не в тот же день, когда были заключены. К тому же миром недовольны как нацистские украинские батальоны, так и ополченцы, которые считают, что у них в очередной раз украли победу.
- Конечно, США и их ставленники в Киеве были заинтересованы в полном разгроме ЛНР и ДНР, за которыми бы последовала дестабилизация положения уже в России, - говорит член Комитета по обороне Госдумы РФ Вячеслав Тетёкин. - И сколько бы они сейчас не убеждали себя и окружающих, что под Дебальцево ничего особенного не произошло, это огромное для украинской армии поражение. Его, не по масштабу, конечно, но по влиянию на ход войны, можно сравнить с тем, какое поражение понесла немецкая армия под Сталинградом. Дебальцево – переломный момент в гражданской войне на Украине. Об этом говорит и призыв Порошенко к своим западным покровителям – ввести «миротворцев». Однако НАТО вдоволь нахлебалось в Ираке, Ливии, Афганистане и на Украину не пойдёт, потому уже, что здесь есть опасность больших потерь.
«СП»: - Каким же, в таком случае, видится вам развитие этого конфликта?
- Киевская власть пилит сук, на котором сидит. Прежде Украина могла относительно стабильно в экономическом плане существовать благодаря заниженным ценам на энергоресурсы из России. С той поры, когда произошёл переворот, и новые киевские власти всерьёз испортили отношения с Россией, надежд на скидки со стороны России у них не осталось. Поэтому крах режима Порошенко предопределён.
«СП»: - То есть проект создания из Украины «русофобской прослойки» между Россией и ЕС обречён?
- Да, конечно. Юго-Восток всё больше понимает, что военной силы у Киева очень мало. Попытка обратить русскоговорящие регионы России в русофобские обречена. Да и в Центральной и на Западной Украине число приверженцев «майданной власти» отнюдь не увеличивается.