http://caricatura.ru/art/kran/url/shiz/kran/297/
Я тут нашел один весьма достойный ироничный и умный текст. О нашей Украине. О ее сегодняшнем дне. О Европе, свободе, демократии. Его написал блоггер Александр Русин. Приведу цитату:
«А захотел — застрелился. Захотел — из пистолета, захотел — из автомата. Свободная же страна. Правовая. Захотел — сразу вдвоем с другом застрелился. Захотел — сгорел. И еще двадцать человек вместе с тобой захотели — сгорели. Свободная же страна.
А ребята из ультрас захотели — помогли. Почему не помочь, когда ребята из Одессы просят. Вдруг сами не справятся. Страна-то дружная. Единая».
Я «репостнул» этот текст у себя на странице Facebook. Многим понравилось. А один из моих «фейсбучных» френдов Dmytro Bidnyna сравнил Русина с Жванецким. Мол, Михаил Михайлович «отдыхает».
И мне вот что подумалось…
Нет, Жванецкого я всегда уважал. Он действительно талантливый. Талантливый…
Стоп, а талантливый кто? Ну, сам он себя, да и многие его читатели, считали Михаила Михайловича писателем. Да я и сам был склонен так думать. Образная умная проза. Вот только мало кто ее читал. Мы ее слушали. Она была неотрывна от исполнителя. Это была эстрада.
И вот ведь какая штука: лет десять-пятнадцать назад (мда, если в твоей жизни утопают такие промежутки времени…), так вот некоторое время назад было заявлено, что Жванецкий пишет повесть. Может даже, он ее написал. Я не интересовался. Если написал и напечатал, то она, мягко говоря, не пошла. Публиковали даже какие-то ее отрывки, и было ясно — отстой. То есть рассказы и скетчи — на ура. Эстрада — отлично. А вот литература для чтения… Проблемы. И Жванецкий отступился от этой мысли.
Так кем он вообще был, Жванецкий-то? Ну, вообще-то, и есть, но почему-то «перемыкает» на «был». Юморист — это понятно. Веселые, жизненные зарисовки. Точные, психологичные, злободневные…
Как он писал для Райкина? Для Карцева и Ильченко? Раки, доцент Авас, Сидоров-кассир, баржа… Хармс. Но только Жванецкий.
Но за всем этим было что-то еще. Жванецкий все же был сатириком. И фига в его кармане была серьезно крупной. И трудно было ее спрятать. Поэтому и распрощался с ним Райкин. Прятать фигу Жванецкого в свой карман он не хотел.
И наступила перестройка. И Жванецкий расцвел. Именно как сатирик. С какой радостью он впился в уже дряблую, но еще сочную тушу умирающего СССР! Весело, задорно, с огоньком!
Умирающего льва очень удобно рвать на части. Но это было талантливо, надо признать. И что уж тут отмазываться — всем нам это нравилось.
Жванецкого тут же растащили на цитаты. Тут же. Причем это были не цитаты из разряда: «приколись, тут один чудак сказал». Их цитировали не «для прикола». Это вам не «Камеди-клаб». Их цитировали только «к месту». Наслаждаясь попаданием в ситуацию. Это тянуло на житейские мудрости. Цитируя Жванецкого, каждый сразу становился «умнее на две головы». Ну, или казался таким.
И в его шутках было немало гражданской сатиры.
В общем, Жванецкий был одним из тех, кто прикончил Советский Союз, и перо его не дрогнуло. И, в общем-то, я его не осуждаю. Тогда он казался мне искренним. Убежденным в своей правоте. Человечным. В отличие от многочисленных диссидентов и либералов. Да и часто-густо правым.
И вот прошло два десятка лет. На Украине вспыхнула гражданская война. И что? И где вся эта гражданская сатира? Где позиция художника? Разве не наступил момент, когда нужно сказть что-то очень важное? Жалить не умирающего, а набирающего силу? Разве нацизм на Украине — это не достойный для сатирика соперник? Разве не задевает Жванецкого это война?
И где голос писателя? Художника, которого слушали и слышали сотни тысяч, может, миллионы. Уважали за принципиальность и позицию. Считали мудрым человеком. Где теперь голос Жванецкого?
Бе-ме-бе-ме…
В родном городе Жванецкого произошла трагедия. 2-го мая прошлого года были сожжены люди. Не сгорели, были сожжены. Цинично, зло, безжалостно.
И где голос Жванецкого?
Бе-ме-бе-ме…
Нет, он не молчит. Выходит его передача «Дежурный по стране». И в ней ни слова про самое важное: про Украину.
Мне почему-то грустно…
Олег Денежка