Может и не все в детстве читали талантливое произведение Алана Александра Милна «Винни Пух», но подавляющее большинство рожденных в СССР хоть раз в жизни видели мультфильм «Винни Пух и день забот» (о потерянном хвосте и Дне рождения ослика), в котором Винни Пуха озвучивал Евгений Леонов, Пятачка – Ия Саввина, а ослика Иа-Иа – Эраст Гарин.
Так вот я, собственно, о Пятачке. В вышеупомянутом мультфильме и соответствующей главе книги маленький поросенок очень хотел предстать перед осликом в выгодном свете. Он торопился первым поздравить его с Днем рождения, чтобы Иа подумал, что Пятачок, услышавший о событии от Винни Пуха, сам о нем вспомнил. Пятачок быстро мчался, мечтал о том, как хорошо он будет выглядеть в глазах Иа, первым явившись к нему с поздравлениями, упал и погубил воздушный шарик, который тащил с собой в качестве подарка на День рождения.
Хочу обратить ваше внимание на одну важную деталь, которая обычно ускользает от внимания читателей и зрителей. После того, как шарик был погублен, Пятачок не вернулся домой, чтобы подобрать новый подарок. Сконфуженный и всхлипывающий он, тем не менее, продолжил путь к Иа и таки успел первым поздравить его с Днем рождения, вручив то, что осталось от подарка.
Этот последний момент позволяет нам утверждать, что главным для поросенка было не поздравить ослика, а успеть раньше медвежонка и заработать незаслуженный авторитет. Все остальное имело лишь относительную ценность. День рождения – повод (мог бы найтись и другой). Шарик – дань традиции, требующей являться на подобной мероприятие с подарком. Шарик лопнул (подарка, по сути, нет), Пятачок знает, что явившись к Иа в таком виде он доставит ослику не радость а огорчение. Но все равно идет (ничего не пытаясь исправить), поскольку в отличие от доброго и простоватого Винни Пуха, который, имея цель порадовать Иа как можно сильнее, поделился эксклюзивной информацией о Дне рождения ослика с Совой и поросенком, целью Пятачка являлось получение личных дивидендов под видом совершения благородного поступка.
В политике применение этого «метода Пятачка» распространено значительно шире, чем в детских играх. Стремление въехать в рай на чужом горбу в принципе является характерным для политиков. При этом, чем беззастенчивее они лгут, тем, в полном соответствии с утверждением доктора Геббельса, больше им верят. Пример глобального уровня – «майдан». Россияне до сих пор удивляются, как могло население целой страны (пусть даже половина населения) поверить обещанию ускоренной евроинтеграции, безвизового режима, разового решения всех проблем (от возникновения из ниоткуда «европейских зарплат» до чудесного избавления от самодура начальника и вредной тещи). При этом никто не вспоминает, что не так давно население СССР тоже поверило, что если разрушить свою страну и подарить общенародную собственность «эффективным менеджерам», то немедленно потекут молочные реки с кисельными берегами.
Народ в принципе очень доверчив. Не обладая достаточными знаниями и опытом, чтобы выйти за пределы простых черно-белых схем, большая часть людей склонна верить тем, кто утверждает, что все желаемое и еще чуть-чуть можно было бы получить уже вчера, если бы не мешали некие заговорщики (масоны, Бильдебергский клуб, «пятая колонна», засевшая в Кремле и т.д.).
Кстати, о «пятой колонне». Место ее локализации в страшилках, которые отечественные пятачки скармливают народу в борьбе за его слепую веру, служит лучшей иллюстрацией моего тезиса об ориентации на наименее образованные слои общества. «Пятую колонну» локализуют в некоей неправильной «башне Кремля», в правительстве, где «засели либералы», в «олигархическом окружении Путина». При этом крайне редко упоминаются конкретные личности, еще реже должности, практически никогда структуры.
Почему, например, Администрация президента, обладающая возможностями влияния на внешнюю и внутреннюю политику России как минимум не меньшими, чем правительство, практически никогда не упоминается, в качестве «гнезда предателей»? Да просто потому, что народ в принципе не знает, что это такое. Многие даже не догадываются о существовании подобной структуры. Часть из тех, что догадываются ассоциируют АП с кремлевским кабинетом Путина и парадными залами Большого Кремлевского дворца. Чиновники администрации, даже самые высокопоставленные, практически анонимны для массового потребителя информации. И даже нелюбимый как либералами, так и паникерами Сурков подается ими как концентрация мирового зла, а не как помощник президента.
Экзистенциальное зло обывателю понятно, а вот если пояснить, что это зло еще и ближайший сотрудник Путина, у значительной части потребителей информации (которые, кстати, обеспечивают тому же Путину рейтинг доверия в районе 85-90%) могут возникнуть сомнения в злобности человека, из года в год остающегося одним из доверенных сотрудников поддерживаемого ими президента.
Созданная российскими пятачками картина мира, предназначенная для нетребовательного потребителя, позволяет полностью реконструировать их планы и намерения:
Главным информационно-агитационным поводом, для обеспечения своей деятельности, пятачки выбрали Донбасс, который по их «просвещенному» мнению «слит», «предан» и «продан» российской властью раз четыреста только за последний год. Это разумно. В Донбассе идут боевые действия, значит гибнут люди, в том числе гражданские, в том числе дети. Это вызывает естественное желание помочь. В способности российской армии ликвидировать вооруженные силы Украины за время, необходимое бронетехнике, чтобы своим ходом дойти от Белгорода, до Львова, останавливаясь только для дозаправок и отдыха экипажа, не сомневаются даже сами украинские военные. Если Россия в Донбассе не убила всех плохих и не спасла всех хороших – значит предала.
Линейная логика сильна тем, что не выходит за пределы интеллекта среднего обывателя, а значит абсолютно понятна и убедительна для него. Простой обыватель искренне считает, что управление страной – «не бином Ньютона» и готов по любому поводу выдать совет глобального значения и глобальной же глупости. Средневзвешенные пятачки не умнее и не образованнее среднего обывателя. Но даже те пятачки, которые все понимают и те, кто стоит за пятачками, умышленно подыгрывают низменным инстинктам толпы, поскольку только руководствующаяся инстинктами толпа (а никак не пытающееся осмыслить происходящее общество) является для них благодарной аудиторией и, что важнее, рабочим инструментом. Сами же жители Донбасса интересуют пятачков не больше, чем судьба подарочного шарика поросенка из произведения Милна. Выглядеть, а не быть – вот их задача.
Почему я в этом уверен?
Давайте проследим не за словами, а за известными нам действиями пятачковых пропагандистов и героев-икон их движения.
Если до Дебальцево заявления пятачковых пропагандистов о том, что наступление, активизация боевых действий поможет решить проблему гибели мирных жителей под обстрелами могли восприниматься, как искреннее заблуждение не очень умных людей, то после того, как город в ходе наступления армии ДНР/ЛНР был фактически стерт с лица земли, а жители разбежались кто-куда (часть в тыл киевских войск, часть в ДНР, часть и вовсе в Россию) подобные заявления могут квалифицироваться только как подлость.
Понятно, что ВСУ будет пытаться превратить каждый крупный город в крепость, а подаренную в свое время Украине пятачковыми «полководцами» славянско-краматорскую агломерацию и вовсе превратить в «линию Мажино». Боюсь стрелять по городам Донбасса, Слобожанщины, Малороссии и Новороссии, если освобождать их с боями придется много, либо применять боевую авиацию (иначе любая армия истечет кровью, штурмуя каменные джунгли). То есть, логика отодвигания линии фронта от Донецка, Луганска, Горловки заключается в том, чтобы принести беду в Мариуполь, Харьков, Одессу. Главное же, Украина – не Сибирь. Где бы линия фронта не стабилизировалась, она обязательно будет проходить в районе досягаемости для артиллерии сторон каких-нибудь крупных городов. Значит каждый раз пятачки смогут начинать лить крокодиловы слезы о тяжелой судьбе мирного населения, «преданного Россией».
Отмечу, что в Донбассе линия фронта стабилизировалась уже почти год назад, с незначительными изменениями полгода назад. Значительная часть населения покинула города и районы, подвергающиеся обстрелам. Население Мариуполя, Харькова, Запорожья совершенно не готово к ситуации, когда по ним вдруг начнет палить дальнобойная артиллерия. Причем они буду точно знать, что обстреливает их не хунта.
Фактически пятачковые пропагандисты, пользуясь вполне понятной усталостью жителей Донбасса от войны и постоянных обстрелов, а также объективными трудностями существования в непризнанных республиках, пытаются «продать» нам идею, что теперь пришел черед потерпеть жителям других территорий. Причем, прекрасно понимая, что речь идет о миллионах мирного населения, чье нахождение под властью хунты столь же случайно, и столь же мало зависело от их осознанного выбора, как то, что Крым сейчас – Россия, а Донбасс – поле боя.
Опасность этого подхода еще и в том, что для его успешности пятачковцам приходится сеять ненависть ко всем, кто находится по ту сторону линии фронта. Иначе лозунг «Пусть теперь стреляют в них!», - не работает. Нормальный человек не будет требовать устроить гуманитарную катастрофу своим соседям только потому, что ему плохо. Для того, чтобы он согласился с таким подходом, надо, чтобы он в соседе видел врага.
Между тем, на Украине худо-бедно осталось 35-40 миллионов населения. Если перевести их всех в формат врагов, никакой России, с ее 145 миллионами не хватит для контроля ситуации на Украине. Если даже оставить врагами те миллионов 15-20 граждан остатков Украины, которые сейчас уверены, что борются с «российской агрессией», можно сразу забыть о возрождении державной мощи. Их всех не пересажаешь и не перестреляешь. Это – камень на шею на столетие минимум. Тот самый Афганистан+Вьетнам, которые пока США (которые, как и пятачковцы, уже полтора года мечтают увидеть на Украине регулярную армию РФ) так и не сумели навязать России на Украине.
В общем, пропагандисты-пятачковцы, играя на естественном сочувствии каждого нормального человека гражданам ДНР/ЛНР, их борьбе и их судьбе, предлагают нам совершить героический, но бессмысленный поступок – подорвать себя и хунту одной гранатой. Ясно ведь, что при разжигании ненависти и обещании мести сопротивление освобождению подконтрольных хунте территорий будет более жестким и более массовым. Люди просто будут бояться мести освободителей.
Именно поэтому я противник преждевременных рассуждений о жестких вариантах денацификации, с массовыми посадками и поражениями в правах. Врага не надо загонять в угол. Как советовал незабвенный Борис Филатов, давайте пока обсуждать, какую литературу им надо читать и какие фильмы показывать, а уж потом разберемся. Не надо облизываться на еще не купленную сметану.
Но у пятачковцев есть не только пропагандисты. Главную роль в любом политическом проекте играют политики. Люди, стоящие за движением пятачковцев предпочитают не светиться, хоть один вывод об их политических предпочтениях сделать можно. Абсолютно все пропагандисты, обслуживающие пятачковский проект, еще с эпохи «героического отступления» из Славянска в Россию (которое «предательскому Кремлю» с трудом удалось остановить в Донецке) справедливо утверждали, что если «Оппозиционный блок» и/или беглые регионалы, окопавшиеся в России будут претендовать на власть, это будет означать не больше, но и не меньше, чем попытку США придать киевскому режиму «человеческое лицо», сохранив его принципиально русофобский, антироссийский проамериканский характер. Они клялись, что такой проект обязательно будет поддержан Сурковым, что и засвидетельствует правоту их утверждений о сливе Кремлем Донбасса и всей Украины.
И тут появляется Комитет спасения Украины, состоящий из бывших регионалов, не скрывающий своих контактов с представителями «Оппозиционного блока», обещающий вернуть Украину во времена Януковича, но без Януковича (то есть в эпоху евроинтеграции и рассказов о злобности России, не желающей дарить Украине бесплатный газ). Абсолютно все публицисты-пятачковцы тут же начинают писать о том, каким великим достижением является создание КСУ, а заодно обвинять всех критиков данного проекта в том, что они наняты злобным Сурковым, чтобы помешать былинным богатырям из КСУ освободить и спасти Украину.
У ребят явный когнитивный диссонанс. В их представлении Сурков вначале нанимает обветшалых регионалов, чтобы «слить» Донбасс и Украину США. Затем он же нанимает десятки, если не сотни публицистов, чтобы дискредитировать этот (вроде как собственный) проект. Отрабатывая политический заказ своих, как они любят говорить, кураторов, которые решили поддержать экс-регионалов, поскольку в их борьбе с путинской командой Вашингтон для них – естественный союзник, пятачковцы даже не замечают, что выглядят откровенно глупо.
Впрочем, пятачковский интеллект позволяет легко обойти любые преграды. Так же, как их зеркальные отражения в Киеве легко объясняют почему Украина воюет с Россией, но не только не объявляет ей войну, а еще и требует снизить цену на поставляемый газ, пятачковцы ко всему непонятному применяют изобретенную ими же теорию «разнобашенности» (хорошо хоть не безбашенности) Кремля. Воздев очи горе или опустив их долу пятачковцы ничтоже сумяшеся любую свою глупость, выходящую далеко за пределы здравого смысла и человеческой логики, объясняют тем, что в «правильной» башне некие «воины света» приняли правильное решение, а теперь силы тьмы из «неправильной» башни стремятся им помешать.
Для пущей важности пятачковцы намекают доверчивому потребителю их информации, что все «эльфы» российской политики перед ними три раза в день отчитываются и четыре раза в день с ними советуются, а в стане злобных «орков» из «неправильной» башни у них агентов больше, чем самих «орков». Помню когда-то при Ющенко генерал Маломуж, который в тот момент возглавлял Службу внешней разведки Украины, на голубом глазу заявил, что у него в Сомали сто тысяч (специально пишу словами, чтобы никто ничего не перепутал) агентов. В общем, говорю же, что российские пятачковцы и украинские оранжевые – братья близнецы – малообразованные, амбициозные ничтожества с раздутыми политическими амбициями.
Когда-то разного рода «комбаты», «правосеки» и прочие «патриоты» тоже были на Украине маргиналами. Сейчас они депутаты, министры, «полководцы». Как уже было сказано, российские близнецы пытаются повторить путь своих более успешных украинских коллег.
В России есть один «друг Донбасса» занимающийся сбором гуманитарной помощи для армии ДНР/ЛНР. Он работает иконой пятачковского движения поэтому ему не кажется ни глупым, ни подлым разглагольствовать под телекамеры о том, что тем подразделениям, которые неправильно, с его точки зрения, носят георгиевские ленты, помощь он оказывать не будет «сколько бы ее ни было». Надо понимать, пусть излишки лучше сгниют. Я сомневаюсь, что люди, представлявшие сборщику гуманитарную помощь для ДНР/ЛНР уполномочивали его заниматься определением правильности лентоповязания. Грубо говоря, активист собирал помощь для ДНР/ЛНР, а использовал для шантажа республиканских армейских структур, с тем, чтобы навязать им свои политические взгляды. Это, кстати, первый шаг к перехвату управления силовиками – создание альтернативного авторитета (поэтому оранжевые всегда стремились иметь побольше своих генералов, адмиралов, полковников, в целом людей, авторитетных для военных).
Правда такой лобовой шантаж у пятачковцев не прошел и не пройдет потому, что в отличие от их утверждений, Москва настолько не сдала Донбасс, что, хоть на войне никакая помощь не бывает лишней, без пятачковской гуманитарки в ДНР/ЛНР могут обойтись.
Я вспомнил этот случай с лентами потому, что он лучше всего иллюстрирует интеллектуальную недостаточность пятачковцев. Человек просто не понимает, что собирая гуманитарку с целью помочь, а используя ее с целью шантажа, он оказывается лжецом. И то, что он себе кажется воином света никого не волнует. Украинские наци тоже истово верят в свою праведность и богоизбранность.
Можно было бы предположить, что это – случайность, эмоциональный всплеск ограниченного человека. Но тот же персонаж, по неизвестным мне причинам дистанцирующийся от своего отца (нельзя привести его поклонников в большее бешенство, чем назвать по реальным отчеству и фамилии – каноничен только псевдоним), покидая Донбасс, которому он принес войну, отжимы представительских иномарок «на нужды фронта», мародерство «диких ополченцев», голод и прочие «радости» жизни, заявил, что никогда не пойдет в политику. Сейчас он совершает туры по стране (недавно в Крыму был), агитируя за тех, кого только по ему известным причинам считает способными управлять регионом.
Я никогда ни в какие представительские органы не избирался. Тем не менее, не могу сказать, что я «не пошел в политику», поскольку всю жизнь пишу политические тексты. Понятно, что таким образом я оказываю какое-то влияние на какую-то (бОльшую или меньшую) аудиторию. В идеале, хороший текст иногда может иметь бОльшее воздействие на политику, чем целая фракция (не говоря уже об отдельном депутате) в парламенте. Поэтому, хоть я и не агитирую за какую-то партию или политическую силу, я явно нахожусь в политике.
Тем более, находится в политике человек, который использует свой авторитет среди пятачковски ориентированной части общества для агитации за определенных кандидатов на политические должности и за некую программу действий.
Следовательно, заявление об отказе идти в политику тоже было ложью. То есть, я готов согласиться с тем, что в силу некоторых особенностей восприятия окружающего мира пятачковцы все это ложью не считают, но их субъективное мнение об окружающей действительности не способно изменить объективную реальность.
Ну а если «икона» движения и его пропагандисты во всех случаях действуют абсолютно одинаково, можно с высокой долей уверенности предположить, что это не ряд случайных совпадений, а заложенная в них кураторами и содержателями политическая матрица
Итак, что мы видим?
Если бы наши пятачковцы, как настоящий Пятачок, теша свое эго могли бы огорчить только ослика Иа-Иа, на них можно было бы не обращать внимания. Но они создают проблемы России. И некоторые из этих проблем, например, культивируемые ими: чувство брошенности у части населения Донбасса и Новороссии, чувство ненависти к обычным мирным жителям подхунтовской Украины и, наконец, их попытка посеять в обществе сомнения в адекватности российской власти (вынужденной вести войну а уничтожение с Америкой) могут оказаться долгоиграющими и отозваться даже через десятилетие.
В общем маленький милый поросенок, смешно по-детски пытающийся заработать дутый авторитет, все равно вырастает в большую наглую свинью. И тогда его повадки перестают быть смешными и превращаются в источник повышенной общественной опасности.
Майдан тоже за все хорошее и против всего плохого стоял. И все там были умны, талантливы, доброжелательны и знали, как утром после победы они осчастливят страну и человечество. Интересно, где теперь эти чудные поросята и откуда взялись полчища грязных наглых свиней?
Ростислав Ищенко, обозреватель МИА «Россия сегодня»