«Исламское государство» * пытается дестабилизировать Балканский регион.
Об этом на днях сообщило влиятельное американское издание Washington Times, передает svpress.
— Поступает все больше разведданных, указывающих, что ИГ намерено внедриться на Балканы и дестабилизировать там обстановку, — отмечает издание.
Washington Times со ссылкой на дипломатические источники в регионе рассказывает, что спецслужбы Хорватии вычислили возможного представителя «халифата», который в Косово и Боснии и Герцеговине старается объединить вокруг себя боевиков-исламистов, вернувшихся на Балканы после того, как они повоевали в рядах ИГ (ИГИЛ) или «Джебхат ан-Нусра» ** в Сирии и Ираке.
Эта проблема еще больше усугубляется на фоне того, что Европа утопает в потоках беженцев с Ближнего Востока и Африки.
Washington Times ссылается на данные ЦРУ, согласно которым с 2012 года сотни человек из Боснии и Герцеговины, Сербии, Албании и Косово примкнули к ИГ в Сирии. Десятки из них уже вернулись на родину.
— В феврале в Боснии арестовали шведа и четырех боснийцев, обвиняемых в планах теракта со взрывом в Скандинавии, — пишет газета.
— В июле власти Косово арестовали нескольких лиц, подозреваемых в связях с ИГ. По некоторым сведениям, эти лица планировали отравить водопроводную воду в Приштине.
Напомним, в июле 2015 года издание The Daily Express со ссылкой на боснийские спецслужбы сообщило о том, что боевики «Исламского государства» строят тренировочную базу в деревне на севере страны для совершения будущих терактов в западных государствах.
По информации издания, исламисты скупали земли в деревне Осве, окруженной лесами. Местные жители называют это место «гнездом террористов», утверждая, что неоднократно слышали в деревне выстрелы.
Примечательно, что в феврале 2015-го бывший генерал из спецслужб Югославии ныне профессор Университета безопасности в Скопье Иван Бабановски на страницах газеты Vesti рассказал о том, что боснийские и косовские экстремисты пытаются внедрить своих людей в американские структуры на территории Балкан.
В частности, на военную базу «Бондстил» в Косово, где дислоцируется 525-я бригада разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Он отмечал, что после прихода США на Балканы в регионе прочно закрепились моджахеды. Особенно в Боснии и Герцеговине, где первый президент Алия Изетбегович и его соратники выдали паспорта нескольким десяткам тысяч «добровольцев» из Алжира, Афганистана, Судана, Йемена, Пакистана и других стран.
Интересно, что еще в 2004 году на опасность распространения ваххабизма в регионе указывал бывший директор сербского Агентства военной безопасности генерал Момир Стоянович. Ныне, отмечает генерал, «ваххабиты стали нашей реальностью»:
— Они собираются в мечетях, устраивают просмотры видеофильмов, обучающих организации террористических актов, показывают фильмы о подрывниках-самоубийцах…
Завсектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО Константин Воронов говорит, что ячейки исламистов на территории Балканского полуострова уже созданы и функционируют.
— Балканы — это одно из самых взрывоопасных мест на территории Европы. Здесь, выражаясь терминологией Сэмюэля Хантингтона и Френсиса Фукуямы, проходит линия социокультурного разлома мусульманского и христианского миров и сталкиваются две цивилизации. Поэтому предпосылки для потенциального обострения ситуации там есть. А нынешний миграционный кризис — крупнейший со времен Второй мировой войны — только обострил проблему европейской идентичности.
Руководитель Центра Средиземноморья и Черноморья Института Европы РАН Алла Языкова отмечает, что в проникновении исламистов на территорию Балкан присутствует фактор Турции.
— Турецкое руководство — нынешний премьер-министр Ахмет Давутоглу и президент Реджеп Тайип Эрдоган — не раз высказывалось об идеи восстановления влияния в границах Османской империи (еще в 2009-ом Ахмет Давутоглу говорил следующие слова: «Есть наследие, которое оставила Османская империя. Нас называют „неоосманами”. Да, мы „неоосманы”. Мы вынуждены заниматься соседними странами и идем даже в Африку» — «СП»).
Но расширение турецкого влияния на Балканах, экономические связи, повсеместное основание турецких школ для мусульман, также прокладывают путь для проникновения на полуостров различных исламистов. Но я думаю, что этот процесс Анкара четко контролирует и какой-то ограничитель этому существует.
Старший научный сотрудник центра по изучению современного Балканского кризиса Института славяноведения РАН Ирина Руднева говорит, что Западу уже давно пора обратить внимание на то, что происходит в Косово и Метохии и хотя бы попытаться навести там порядок.
— Территории криминализированы по максимуму. Балканы — это центр контрабанды вооружений. Добавим сюда еще торговлю людьми и органами. Кроме того, Косово стало главной транзитной магистралью доставки наркотиков в Европу (еще 15 лет назад Интерпол установил, что албанцы контролируют до 70% рынка героина в Германии и Швейцарии, сейчас, как замечают эксперты, можно говорить о 90%, причем для всей Европы — «СП»).
Что так будет — было понятно, когда только пошли разговоры об отделении Косово и о признании его независимости известными странами (но как можно признавать территории, которые в принципе не отвечают требованиям государства?). Однако никто в Европе так и не берется решать эти проблемы — может, это действительно кому-то выгодно на достаточно высоком уровне в ЕС?
«СП»: — Возможен вариант, что Балканы могут быть объявлены очередным «вилаятом» ИГИЛ? Будут ли местные мусульмане присягать «халифату?
— Албанцы — это не 100% мусульмане. Вспомним историю: когда Османская империя переселяла на Балканы албанцев, то эта территория была смешанной: туда приходили и католические, и православные, и мусульманские проповедники, и каждый из них пытался перетянуть верующих на свою сторону. Албанцы же умеют прекрасно приспосабливаться к ситуации.
В итоге они получали финансирование и от католической церкви, и от православной, а если было выгодно, то принимали и ислам. Для албанцев как общности не существует религии в том смысле, в котором мы ее понимаем. Мы привыкли к тому, что этническая принадлежность обуславливает и твою религиозную принадлежность.
У них же существует только одна идеология, которая называется «албанизм». Они ее культивируют, начиная с Призренской лиги (организации, образованной в 1878 году албанской интеллектуальной элитой для противодействия осуществлению решений Берлинского конгресса, по которому некоторые приграничные территории тогдашней Османской империи были переданы Черногории и Греции — «СП») и по сей день.
То есть албанцы из поколения в поколение передают мечту о создании Великой Албании. И религия здесь выступает, скорее, инструментом, способом достижения цели.
Таким образом, если финансирование пойдет со стороны Запада, то албанцы его примут и объявят себя католиками. Если деньги предложит «Исламское государство», то албанцы и их примут со всеми вытекающими отсюда последствиями.
«СП»: — На ваш взгляд, какую роль здесь может играть Турция, которая, как известно, в Сирии активно поддерживает различные джихадистские группировки, в том числе и «Джебхат ан-Нусра»?
— Понятно, что турки помнят, что территория Балкан когда-то принадлежала им. Поэтому и сегодня амбиции Турции также распространяются на Балканский регион. Анкара вливает большие средства в информационные технологии, образование, спонсирует обучение студентов. То есть ведет активную идеологическую обработку молодого поколения.
— Радикалы действительно могут создать достаточно крупные исламистские структуры в Западной Европе, прежде всего — в Германии (по некоторым данным, в 2014 году в Германии насчитывалось от 5 до 10 тысяч салафитов — «СП»), — полагает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров — А учитывая, что многим из экстремистов, которые до недавнего времени довольно комфортно чувствовали себя в странах Западной Европы, власти отказывают во въезде, то радикальные группировки усиливают свое присутствие на Балканах.
В этом смысле Босния и Герцеговина, где находятся так называемые «деревни салафитов», и Косово — это те очаги, где в среднесрочной перспективе может возникнуть очередной конфликт.
«СП»: — Турция действительно может спонсировать радикальные группировки на Балканах? Институт международной политики Gateston еще несколько лет назад предупреждал, что радикальные исламисты и их спонсоры, в основном из Саудовской Аравии и других стран Персидского залива, переселяются в Боснию и Герцеговину, Македонию, Черногорию и Сербию…
— Не секрет, что правящая «Партия справедливости и развития» Эрдогана — это турецкий вариант «Братьев-мусульман» ***, поэтому турки и поддерживают всякие исламистские движения на Балканах. Кроме того, радикалы также являются проводниками политики усиления влияния Турции на Балканском полуострове с прицелом на «новый османизм».
«СП»: — Разве Европа не может повлиять на турецкое руководство?
— Ангела Меркель объявила о том, что Европейский союз планирует дать турецкому правительству три млрд. евро для того, чтобы сдержать поток беженцев из Сирии. Пока Эрдоган диктует условия — он напугал европейцев. Американцы помогать не будут. Во-первых, зачем им из-за Европы еще сильнее портить отношения с турками. Во-вторых, им выгодно, чтобы Евросоюз был слабым.
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
*** Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 года организация признана террористической и деятельность её на территории Российской Федерации запрещена.