Бесспорные острова: Южные Курилы

_________________

Пишет pavel_shipilin


Япония милостиво согласилась уступить России принадлежащие нам Шикотан и Хабомаи.



С тех пор как Москва вплотную занялась Южными Курилами, на островах началась новая жизнь. Фото Сергея Красноухова (РИА Новости).

Вчера стала известная новая переговорная позиция Японии по спорным южнокурильским островам: в преддверии декабрьского визита Владимира Путина в Японию правительство Синдзо Абэ намерено предложить Москве сохранить право на два меньших по размеру острова — Шикотан и Хабомаи. По мнению Токио, это существенная уступка в давнем территориальном споре, которая поможет сдвинуть переговоры с мертвой точки.

Чуть позднее японский МИД опроверг эту информацию, но, скорее всего, такая точка зрения — относительно Шикотана и Хабомаи — в Токио все же есть. Впрочем, доминирует другая: Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи являются исконно японской территорией. Без всяких компромиссов. Неслучайно 7 февраля с 1981 года ежегодно отмечается как День северных территорий.

Таким образом, Токио обозначает Симодский трактат о торговле и границах, подписанный именно в этот день в середине XIX века между Россией и Японией, как базовый договор, на который следует опираться в переговорах между двумя странами.

Разумеется, такой подход может вызвать разве что скептическую ухмылку — проигравшее войну государство не может диктовать условия. Это только для Страны восходящего солнца четыре острова являются спорными, для нас никакого спора не существует: острова наши. Но, к сожалению, нам приходится втягиваться в дискуссию — мы сами в 1956 году предложили передать Хабомаи и Шикотан в обмен на заключение мирного договора.

Впрочем, Япония от такого щедрого презента впоследствии отказалась — американцы, узнав о достигнутых договоренностях, пригрозили, что в случае снятия Токио претензий на острова Кунашир и Итуруп США навечно сохранят за собой остров Окинаву и весь архипелаг Рюкю. На основании Сан-Францисского мирного договора эти территории в то время находились под управлением Вашингтона, поэтому японцы отступили.

По всей видимости, компромиссы, изложенные в Совместной декларации 1956 года, появились под впечатлением от корректного поведения японцев в годы Второй мировой войны. Напомню, 13 апреля 1941 года был заключен очень важный для нас советско-японский Пакт о нейтралитете, которого Токио строго придерживался, несмотря на союзнические отношения с гитлеровской Германией. Благодаря этому договору нам не пришлось открывать второй фронт на Дальнем Востоке.

Мы же, наоборот, его нарушили — о денонсации пакта было заявлено 5 апреля 1945 года послу Японии в СССР. Сталин был вынужден так поступить — двумя месяцами раньше на Ялтинской конференции мы письменно пообещали союзникам вступить в войну с Японией не позднее трех месяцев после победы над Германией. Причем, при условии возвращения Советскому Союзу после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов.

Я вполне допускаю, что определенное чувство вины по отношению к японцам у нас в то время присутствовало. Однако началась холодная война, мир стремительно делился на сферы влияния, и Япония попала под диктат США. Американцы вполне сознательно переформулировали все предыдущие договоренности и настроили Токио на конфронтацию с Москвой. В итоге все четыре острова мы теперь считаем своими, несмотря на письменные гарантии вернуть Хабомаи и Шикотан.

Кроме того, изменилась не только политическая обстановка, но и юридические нормы. Согласно ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров, принятой в 1969 году, мы можем ссылаться на коренное изменение обстоятельств, при которых была заключена Совместная декларация 1956 года. Дело в том, что на момент ее заключения и ратификации обеими сторонами не существовало международно признанных 200-мильных экономических зон. Поскольку исходной точкой отсчета для них являются побережья Курильских островов, то в случае перехода территорий под юрисдикцию Японии объектом передачи стали бы уже не только острова, но и неотделимые от них прилегающие экономические зоны.

В 1956 году такие царские подарки не подразумевались.

В 2010 году Южные Курилы впервые в истории посетил глава российского государства — Дмитрий Медведев объехал на джипе Кунашир. Этот короткий автопробег немедленно вызвал грандиозный дипломатический скандал в отношениях РФ с Японией. Потом Медведев бывал на спорных островах в 2011 и 2015 годах, и каждый раз японская общественность возбуждалась и переживала приступы бессильного гнева.

МИДу РФ пришлось в прошлом году сделать довольно резкое заявление: «Учитывать японскую позицию при формировании рабочего графика руководства и членов правительства мы не намерены, и поездки в этот российский регион, а также последовательная реализация Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы» будут продолжены». В переводе с дипломатического это означает, что переговоры о принадлежности Южных Курил Россия вести не будет. Москве в этом вопросе все ясно, а что по этому поводу думают в Токио, не очень интересно.

Однако на каждой официальной встрече с японскими лидерами так или иначе этот вопрос обязательно будет затрагиваться — в Японии все премьер-министры делали карьеру, обещая вернуть Южные Курилы. «Я решу проблему северных территорий и заключу мирный договор», — пообещал нации два года назад и Синдзо Абэ.

Подозреваю, как настоящий благородный самурай, для которого нарушение клятвы смерти подобно, Синдзо Абэ придется сделать себе харакири, поскольку выполнить обещание ему не удастся. Мы обосновались на Кунашире, Шикотане, Итурупе и Хабомаи навсегда.

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 13).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА