Впервые с использованием политических активистов для войны брендов я столкнулся примерно в 2004 году.
Тогда киевские рестораны, соседствовавшие с «МакДональдсом», нанимали некоторых неразборчивых в средствах «левых» активистов, чтобы те устраивали пикеты под заведением-конкурентом с лозунгами, рассказывается в материале «Журналистской Правды».
«Покупая в МакДональдс, ты спонсируешь войну».
Лозунг, конечно, справедливый. Но использовали его люди, далёкие от политики, для попытки подавить конкурента.
Естественно, это ни к чему не привело (в том числе и потому, что акции были слишком единичными и бессистемными, чтобы завалить такой крупный бренд). Но это всё дилетантство по сравнению с тем, что делают в США. Там подобное мочилово возведено в ранг искусства, а на раскрутку инфовойн против конкурентов тратятся миллионы.
Самый свежий пример, который и сподвиг меня к написанию этой статьи — это начавшаяся буквально пару дней назад, но уже активно раскрученная компания против обувного бренда «New Balance».
Один из топ-менеджеров этого бренда имел неосторожность заявить, что поддерживает Дональда Трампа в его стремлении отменить подписание договора о трансатлантической торговле, поскольку он вредит американским производителям.
И тут в дело включаются чёрные пиарщики конкурентов.
Внезапно на одном из ультраправых сайтов «The Daily Stormer» его владелец Эндрю Энглин написал, что «раз New Balance поддерживает Трампа, то я объявляю этот бренд официальной обувью белых людей».
И, мол, теперь сторонники Трампа смогут узнавать друг друга по кроссовкам этой фирмы (логики никакой, поскольку её может носить кто угодно, и это ничего не значит, как не значило и до сих пор).
В «New Balance» почувствовали подвох и оперативно заявили, что
а) нетерпимо относятся к любым проявлениям фанатизма и ненависти;
б) они не поддерживают никаких форм дискриминации, ни расовых, ни религиозных, ни сексуальных;
в) у них на предприятиях работают люди разных рас, полов и сексуальной ориентации;
г) верят в гуманность и взаимное уважение людей всего мира.
Но поздно. Сторонники «гуманности и нетерпимости к фанатизму и ненависти» уже массово прокляли их и заклеймили вечным проклятием. Обуви «New Balance» целой кучей ЛГБГ-сообществ, организаций меньшинств и прочих подклинтоновских подпевал уже объявлен бойкот.
Их кроссовки публично сжигают на антитрамповских протестах, а также клянутся, что больше никогда не будут их покупать.
Раньше книги сжигали, теперь обувь. Хотя откуда у либералов, тем более в Америке, книги?
Теперь вы поняли, как нужно действительно масштабно мочить конкурентов?
Во всей этой истории я не знаю только одного: кто заказал мистеру Энглину такую откровенную подставу? Nike или Reebok?
Хотя есть одна подсказка. Мистер Энглин в своём тексте написал: «Раньше я был фанатом Nike». Всё-таки не удержались от placement и спалились.