Есть большая доля вероятности того, что завтра, 5 декабря, украинские патриоты услышат лидера нации в не совсем привычном амплуа. Как правило, в своих публичных выступлениях Порошенко визжит, хрипит и создает другие оральные эффекты на тему «как вам повезло, что у вас такой толковый верховный главнокомандующий, который с нуля создал самую мощную армию на континенте». И да, он же ее «нагодував» (накормил) чуть ли не собственной грудью.
И тут появляется беглый депутат-полуолигарх Александр Онищенко, в распоряжении которого, как оказалось, есть целая фонотека записей, сделанных в кабинете Порошенко в весьма непринужденной обстановке. На протяжении года «Саша-Коневод» (кличку он получил из-за пристрастия к лошадям) педантично фиксировал свои переговоры с Порошенко на часы. Прямо вылитый Джеймс Бонд. Или же очередная реинкарнация майора Николая Мельниченко. Коля, работая в Управлении государственной охраны, с помощью, как он утверждал, цифрового магнитофона Toshiba несколько лет записывал переговоры президента Леонида Кучмы со всеми подряд.
Тогда, в 2000 году, вспыхнул так называемый «кассетный скандал», который в конечном итоге привел к устранению Данилыча. Даже не знаю, как назвать нынешний скандал, который только-только разгорается. Может быть, «Часогейт»? В честь часов Онищенко, сменивших диктофон Мельниченко. Или же просто и со вкусом – «Пленки Коневода». На самом деле никаких пленок нет, только «цифра». И как свидетельствует опыт Мельниченко, в суде «цифра» не считается доказательством. Возможно, в тех же Штатах технологии продвинулись со времен «кассетного скандала» гораздо дальше и теперь можно доказать подлинность записей в суде. Не знаю. Но суть не в этом.
Мочилово Вальцмана вышло на качественно новый уровень. Публикация так называемых «панамских документов», в которых засветились оффшоры Порошенко, была, конечно, мощным ударом по президенту, но, как видим, скандал удалось потушить. А тут начинается «орал»: нация, повторюсь, услышит голос своего лидера, обсуждающего, кому из депутатов сколько дать. Это, согласитесь, совсем иной расклад. Рушится миф о великом главкоме, днем и ночью радеющем о безопасности своей нации.
Заместитель главного редактора издания «Зеркало недели» Юлия Мостовая, связанная напрямую с посольством США в Киеве, рассказала о четырех кейсах записей Онищенко. Надо сказать, Юля абсолютно не знает, что такое кейсы, «Фейсбук» и даже «Твиттер». Она до сих пор диктует свои статьи верной секретарше, поскольку все еще не знает, как пользоваться компом. Поэтому, когда она употребляет такие слишком умные для нее словечки, как «кейс», это свидетельствует об аутентичности передаваемой информации. Мостовая тупо повторяет, что ей сказали.
Первый, извините за повтор, кейс пленок «Коневода» касается подкупа депутатов во время знаковых голосований. Онищенко занимался передачей денег, которые ему выдавали непосредственно в АП в небрендированных сумках. Так, в частности, было обеспечено назначение кума и собутыльника Порошенко Юрия Луценко генеральным прокурором, принятие государственных бюджетов на 2015-й и 2016-й годы. Ничего нового. Но для европейских и американских «друзей» Украины это страшное обвинение. Оказывается, законодательный орган власти нации полностью коррумпирован. И кем? Президентом. Онищенко даже утверждает, что на подкуп передавались деньги МВФ. Думаю, это он ради красного словца сказал. Чтобы еще больше шокировать амеров и европейцев. На самом деле транши, выделяемые Украине, даже не доходили до Киева. Все шло на обслуживание прошлых долгов. Тем более не может быть и речи о какой-то наличной форме.
Второй кейс фонотеки «Коневода» касается отжатия бизнеса Вальцманом. Тоже не новость. Но каково будет слушать друзьям Украины разговоры Порошенко о создании проблем фирмам Ахметова, Пинчука, Коломойского ради банального получения нала? Суммы довольно внушительные. Онищенко говорит от трехстах миллионах долларов только по двум эпизодам. Выходит, прав был Саакашвили, когда орал про власть барыг? А как же создание благоприятного инвестиционного климата, содействие притоку инвестиций, тесная евроинтеграция и прочее, прочее?
Третий кейс – дележ денег компании «Укргаздобыча», которую контролировал сам Онищенко. Он же вынужден был заносить небрендированные сумки лично Вальцману. И обсуждал с ним, сколько по месяцу выходило. Опять-таки не вписывается все это в заботливо создаваемый образ европейского лидера, который вообще ничего не берет, поскольку у него есть успешный кондитерский бизнес. Еще и как берет.
И, наконец, четвертый кейс – записи, касающиеся передачи структурам Порошенко контроля над телеканалом «112». Очень хорошо они, наверное, проиллюстрируют состояние свободы слова в Украине.
Как по мне, фонотека составлена со вкусом. Работали не дилетанты. Все явно рассчитано в первую очередь на внешний эффект, то есть на европейцев и тех же амеров. Смотрите, какого гада вы пригрели.
Ворует, отжимает бизнес, подкупает депутатов. И голос Порошенко, который с матерком решает проблемы, кому и сколько выделить, у кого и что забрать.
Онищенко засветил еще одну тему – отработку им заказа на дискредитацию премьера Яценюка. Якобы он получил задание от Вальцмана и блестяще с ним справился, поскольку рейтинг Арсения сегодня имеет глубокое отрицательное значение. Почти сто миллионов потратил «Коневод» на выполнение данной задачи. Думаю, врет, поскольку Арсения вообще не надо было дискредитировать. Он сам себя зарывал. Но если на этом можно заработать, то почему бы и нет? Это удар по парламентской коалиции, состоящей сегодня из двух фракций – БПП и «Народного фронта».
К чему все может привести? Во-первых, создаются формальные предпосылки для импичмента. Понятное дело, что реализовать процедуру невозможно даже теоретически, однако в политический дискурс тема импичмента войдет. Будет попытка создать специальную следственную комиссию ВР на тему пленок «Коневода». Возможно, на этот раз более успешная, чем расследование панамских оффшоров.
Поскольку записи преданы США, после вступления Трампа в должность у него появится возможность ознакомиться с особенностями коррупции господина Вальцмана. И как это все повлияет на поддержку Вашингтоном своего марионеточного режима? Нет, ну понятно, что Вальцман – «свой сукин сын», но он же попалился как поросенок. Вот в чем прикол.
Наличие массива записей позволяет осуществлять их дозированные вбросы. Сначала по подкупу депутатов. А это, на минуточку, ставит под сомнение легитимность назначения генерального прокурора. Куда смотрят различные антикоррупционные органы Украины? НАБУ, САП и так далее? Не забывайте, что на улице декабрь и в ближайшую неделю будет приниматься госбюджет на 2017 год. Как прикажете подкупать депутатов из «Воли народа» и «Возрождения», если Онищенко попалил контору с брендированными сумками?
Потом можно провести прессуху под НГ. Поздравить, так сказать, гаранта с праздниками. Короче, на инвесторе долгоиграющий триллер.
Не стоит переоценивать влияние компромата на массовое сознание. Особого шока не будет, однако сбудутся все прогнозы по поводу того, что Вальцман является классическим барыгой. Особенно удачные фразы из пленок «Коновода» могут стать мэмами. Как в свое врем стало эпическим выражение Кучмы «подонки высшей меры».
Как свидетельствует опыт того же «кассетного скандала», очень хорошо воспринимается наложение записей на реальность. В 2000 году это было убийство журналиста Гонгадзе под записи. Интересно, повторится ли все в 2016 году? Есть нераскрытое убийство Шеремета.
Для погашения скандала гаранту нации придется задействовать большие ресурсы. Онищенко уже объявлен агентом Кремля, а все его записи якобы смонтированы в спецлаборатории ФСБ. Но это не поможет. Президент слабнет на глазах и становится все больше и больше зависим от так называемой «партии войны» Авакова–Турчинова. По-любому начинается довольно веселая полоса событий. В плохом смысле этого слова.
И, конечно же, должны подать в отставку глава СБУ Василий Грицак и начальник Управления госохраны Валерий Гелетей, которые не сумели обеспечить конфиденциальность переговоров главного барыги страны.