181 сбитый вражеский самолет – такой суммарный результат боевых действий в годы Великой Отечественной войны трех самых результативных летчиков.
1 место принадлежит Ивану Кожедубу, он сбил 63 самолета, 2 место – Николаю Речкалову – 61 самолет, 3 место – Николаю Гулаеву – 57 самолетов. Это данные военного историка Михаила Быкова.
Другие историки высчитали коэффициент эффективности боев Гулаева, 69 воздушных схваток привели к 57 сбитым самолетам, коэффициент эффективности равен 0,82, у Кожедуба, соответственно, 0,51, а у лучшего немецкого аса Хартмана — 0,4. Трижды в течение одного дня Гулаев сбивал по четыре самолета противника, дважды – по три самолета, и семь раз по две машины.
За этими сухими цифрами стоит высокий профессионализм и огромное напряжение сил русского летчика.
Николай Дмитриевич Гулаев родился в станице Аксакайской, известной своими Мореходными классами. «Местные условия жизни, - по словам краеведа Семена Номикосова, - здесь сложились наиболее благоприятно для морской, а не кавалерийской службы», однако Николай пошел по третьему пути, как и многие советские юноши и девушки он увлекся авиацией.
Сначала был ростовский аэроклуб, затем Сталинградское авиационное училище, которое Гулаев окончил в звании младшего лейтенанта за год до начала войны. Войну летчик встретил в авиации ПВО, полк в котором он служил, нес противовоздушную оборону промышленного центра далеко от линии фронта.
В свой первый воздушный бой Гулаев вступил в августе 1942 года, и вышел из него победителем, сбив вражеский бомбардировщик «Heinkel». За сбитый самолет Гулаев получил от начальства… выговор, он поднял самолет без команды, и повышение в звании за победу.
С каждым боем мастерство летчика-истребителя росло, и уже в 1943 году после сражений на Курской дуге о нем заговорили как об асе.
Показательно сражение у аэродрома Грушка, здесь он вступил в неравный бой с тремя «юнкерсами». Два из них были сбиты из пулемета, а после того как закончились боеприпасы, летчик пошел на таран, и третий немецкий бомбардировщик рухнул на землю, не успев доставить смертельный груз до цели.
Продолжать бой при отсутствии боеприпасов было отличительной чертой Николая Гулаева.
«Боекомплект мой был израсходован полностью, но из боя я не выходил, а делал ложные атаки, пугая немецких летчиков. Моему ведомому удалось в одной такой ложной атаке, следуя за мной, сбить еще один ФВ-190», - писал летчик о бое в небе над Дубоссарами.
В один из июльских дней 1943-го, четверка Гулаева атаковала группу противника из 100 самолетов! Фактор внезапности расстроил боевой порядок, в завязавшемся бою наши летчики сбили 6 машин противника.
В июле 1943 года, когда на счету у старшего лейтенанта Гулаева было 16 сбитых самолетов, он был предоставлен к званию Героя Советского Союза.
О присвоении звания дважды Героя Советского Союза командир эскадрильи 129-го гвардейского истребительного авиационного полка 205-й истребительной авиационной дивизии 7-го истребительного гвардии капитан Николай Гуляев узнал после боя над Скулянами, во время которого он сбил 4 вражеских самолета. Летчик был ранен, но сумел посадить истребитель на поле аэродрома.
Ряд источников сообщает, что Гулаев был представлен к третьей звезде Героя, но после инцидента «на гражданке» приказ о назначении был отозван. Уроженец Дона обладал горячим и импульсивным характером, что могло не нравиться партийному руководству.
Без сомнения летчик бы увеличил число сбитых самолетов противника, но в сентябре 1944 года, когда исход войны был ясен, Николая Дмитриевича в принудительном порядке направили на учебу в Военно-Воздушную академию.
После войны он служил на командных должностях в войсках ПВО страны, в должности командующего 10-й армией ПВО со штабом в Архангельске создавал сеть аэродромов и радиолокационных станций.
Очевидно, что боевого генерала недолюбливали партийные чины, после очередной кляузы Гулаева перевели на штабную должность, а затем отправили на заслуженный отдых. Отставка для человека, который не мыслил себя вне работы и неба, ускорила уход Николая Дмитриевича из этой жизни. Он скончался в сентябре 1985 года в Москве, в возрасте 67 лет.
Также в тему.. 81 год назад пропал без вести наш дед, летчик-штурмовик Александр Брагин: Только он не вернулся из боя...