Фото: кадр из фильма
В бесконечных спорах о том, зачем России нужна Украина (и нужна ли вообще) наконец-то появились проблески конкретики. Не буду утомлять вас подробностями и резюмирую: если кратко — украинцы (из числа русских и адекватных) хотят «УССР». Ту самую, которая без малого 70 лет процветала и благоденствовала «под брюхом» у России. Да, с поправкой на нынешнюю эпоху всеобщего капитализма, но в основе которой чтоб лежали российские инвестиции плюс электрификация, горячая вода, отопление в срок и «газ.
В принципе, чаяния хорошие. Но есть нюансы.
Вот например, вы знаете о том, как именно Киев стал матерью городов русских? Новгородский Князь Олег (тот самый, которого увековечил Пушкин) просто взял и захватил город, предварительно «умертвив» тогдашних его правителей Аскольда и Дира. Причина сего поступка банальна. Ему надо было установить контроль над водным торговым путем, пролегавшим по Приднепровью, чтобы беспрепятственно вести торговлю с Восточной Византией. Он наметил также захват киевских земель, поскольку Киев был весьма «лакомым кусочком» — он стал главным центром русской торговли и своеобразным оплотом, охранявшим расположенные далее земли от постоянных набегов кочевников. Тот, кто владел Киевом, владел и всей русской торговлей.
Спустя тысячу с гаком лет геополитическая ценность Киева для России заметно поубавилась. Сегодня даже поезда из РФ запущены в обход. Да и без «матери городов русских» Россия самодостаточна и успешна.
Идём дальше. Вторая примечательная попытка объединиться случилась через 600 лет, когда к русским царям за помощью стали обращаться гетманы реестровых казаков. Обращаю внимание, что подмоги они просили в борьбе(!) с Речью Посполитой. Целых 50 лет летели просьбы о помощи. И лишь Богдану Хмельницкому, одержавшему ряд побед над польским войском, наконец повезло — его просьбу о предоставлении войску Запорожскому российского подданства наконец-то приняли к рассмотрению.
В общем, воссоединение состоялось. Присяга на верность царю была принесена. Территории объединись. Малороссы получили от Москвы всё, что они просили.
Но! Все понимали, что принятие Украины «под высокую руку» русского государя означает войну с Речью Посполитой. И Россия, не оправившаяся от последствий Смуты, вынуждена была вступить в 13-летнюю войну.
А потом Богдан умер и началась Руина — период 30-летней Гражданской войны.
А потом был Мазепа. И его предательство. И Полтавская битва, по результатам которой Петр Великий разогнал Запорожскую Сечь и существенно ограничил полномочия гетманской власти. И там опять началась Руина и анархия.
При Екатерине II ситуация изменилась. Она всерьёз занялась делами «разболтавшейся» Украины. В 1763 году гетман Разумовский, который намекал о наследственном статусе своего поста, подал в отставку «по собственному желанию». Малороссийская коллегия была восстановлена. Её президентом был назначен генерал П.А.Румянцев. Он застал на Украине картину полного развала. Войсковая верхушка, управлявшая от имени Разумовского, совершенно отбилась от рук. Старшины превратились во всемогущих вельмож, настоящих местных «князьков». Они дошли до того, что воевали друг с другом, оспаривая земли, вооружая казаков и крестьян. Население подвергалось нещадной эксплуатации. Рядовые казаки или разорялись, превращаясь в батраков, или занимались личным хозяйством. Отрицательным образом на войске сказался указ 1721 года о поощрении казачьего винокурения. Многие люди спились, другие пропили свои земельные участки. В результате Малороссийское войско разложилось. Румянцев не мог организовать даже почту: богатые служить не хотели, бедные не имели возможности.
Екатерина, как могла, решала проблему. Было обращено внимание и на «государство в государстве» — Запорожскую Сечь. В 1764 году Кош был подчинён Малороссийской коллегии. Запорожской администрации предписали больше не проводить выборов. Казаки возмутились и наперекор указанию провели новые выборы, избрав кошевым Калнышевского. Новый кошевой самовольно отправился в Петербург, чтобы потребовать прямого подчинения Иностранной коллегии и поднять вопрос о «законных» запорожских землях. Румянцев предложил императрице арестовать делегатов. Был составлен проект реформирования Сечи. Однако Екатерина не пошла на жёсткие меры. Приближалась новая война с Турцией, осложнять обстановку на юге не хотели. Императрица приняла делегацию милостиво. Это воодушевило казаков, вернувшись на Сечь они стали хвастать тем, что «напугали» правительство.
В 1767 году поступил донос, что кошевой Калнышевский и писарь Иван Глоба договариваются вступить в переговоры с турецким султаном, если правительство не выполнит их требования. Екатерина оставила донос без последствий, но участь Сечи была уже предрешена. Решение проблемы только отложили до завершения войны с Османской империей.
Ну а потом началась эпоха присоединения и освоения Причерноморья. Помимо расширения, империи требовались новые порты для торговли, а так же стратегически важные объекты, обеспечивающие безопасность.
В итоге именно Екатерина сделала царский подарок нынешней Украине. Освоила, развила и сделала конфетку из Дикого поля.
Но делала она это исключительно на благо империи. Которой нужна была торговля и безопасность. Сегодня тот же Одесский порт для России практически никакой ценности не представляет.
Делаем скачок и переносимся в страшный год по рождеству Христову 1918-ый, от начала же революции второй. Не буду утомлять подробностями, но за тридцать девять месяцев, с марта 1917 по июнь 1920 года, власть в Киеве поменялась четырнадцать раз. Чего только не было за этот период. И Антанта в Одессе, и поход Болбочана на Крым, и всякие УНР с Центральными радами, и восстания с расстрелами, и избранный в цирке Гетьман, и Петлюра, и гимназисты, брошенные на убой.
Всё закончилось лишь к концу 1920 года, когда советская власть вернулась в третий раз. После чего бо́льшую часть территории юга России большевики включили в состав Украинской ССР.
Именно с этого момента началась современная история Украины, которая получила всё, что так бездарно разбазаривает сегодня.
Собственно, главная проблема Украины в том, что она никогда не жила самостоятельно. Она всегда была под кем-то. Даже в годы своей уже так называемой независимости.
Но фокус в том, что с каждым годом она всё больше теряла свою ценность, как геополитический партнёр для России. И смена власти в Кремле в 2000-м и в Киеве в 2004-м это только ускорила.
Путин стал больше смотреть на восток. Ющенко — на запад.
Россия и Украина всё больше отдалялись друг от друга. И сменивший Ющенко Янукович возвращению к политике объединения не способствовал.
Наоборот. Он рассматривал РФ исключительно сквозь призму «Россия должна» и строил свою политику по принципу «если вы не дадите нам грошей и газ попиисят, то за вас это сделают солдаты НАТО».
Итог закономерен. Майдан, госпереворот, уход стратегически важного Крыма в Россию и попытка Украины продать себя Западу.
Спустя четыре года стало ясно, что сделка провалилась. И опять шансом на спасение может стать только возможность упасть в ноги «русскому царю» и попросить защиты и материальной помощи в обмен на присягу на верность. С поправкой на капиталистические реалии.
Вот только проблема в том, что присягать готовы не многие. А ввязываться в новую войну ради тех, кто хочет себя в очередной раз продать, — Россия не будет.
Времена, когда Киев и Одесса Руси нужны были в качестве новых точек на торговом пути — давно миновали. Тем более, что Украина и так не теряет статуса рынка сбыта российской продукции и российский экспорт на Украину, несмотря на все словоизвержения Порошенко, — растёт.
Стратегическая же ценность этой территории после возвращения Крыма, появления «Калибров» в акватории Чёрного и Средиземного морей, «Искандеров» в Калининградской области плюс растущее количество гиперзвуковых ракет ВКС РФ, — и вовсе не актуальна.
Так что возрождать «УССР» на территории Украины не только не рентабельно, но и почти бессмысленно. Хотя бы потому, что это не только дорого, но и чревато большой войной. В первую очередь — на территории самой Украины.
Выманивать Порошенко, как некогда Олег Аскольда и Дира, Путин не станет.
Поднимать восстание, как Хмельницкий, на Украине некому.
Разруливать внутриутробные разборки, как это делала Екатерина — незачем.
Воевать и поднимать промышленность и инфраструктуру, как это делала советская власть — нет резона и лишних денег.
И не потому, что Россия жадная. Просто история наглядно подтверждает, что Украина всегда ищет тех, кто готов заплатить больше. И дивиденды с вложенных в неё инвестиций норовит перепродать кому-то другому. В обмен на обещания ништяков и «настоящей» незалежности.
А в эпоху капитализма — это слишком сомнительное приобретение и «неликвидный актив», качество которого является главным риском для «покупателя».
Без обид. Но так оно и есть.
Юлия Витязева