Оборона Троицы

_________________


Алексей Кившенко «Оборона Троице-Сергиевой лавры», 1884


В Смутное время Троице-Сергиев монастырь стал не только духовным форпостом, но и крепостью, защитники которой оказали стойкое сопротивление иноземцам

Знаменитая оборона Троице-Сергиева монастыря от польско-литовских захватчиков, пришедших в Русское государство вместе с самозванцем Лжедмитрием I, стала переломным событием Смутного времени.

Народ, потерявший ориентиры во время Опричнины, и доведенный до отчаяния неурожайными годами и голодом, наступившим в правление Бориса Годунова, по большей части признал в Гришке Отрепьеве царя.

В Русском царстве началась смута, которую не смог преодолеть настоящий русский царь Василий Шуйский. С появлением второго самозванца народ приняли сторону Лжедмитрия II, ввергая тем самым себя и всю страну в новый, еще более страшный и губительный этап смуты. В кровавом кошмаре, охватившем Русь, было уже невозможно разобраться, где законная власть, а где ее узурпаторы, где свои, а где чужие, кому можно верить, а кому нет.

Всё встало на свои места, когда отряды Тушинского вора, так называют Лжедмитрия II, посягнули на главную святыню Руси, на ее «духовное сердце» - обитель преподобного Сергия Радонежского.

Ученики преподобного Сергия хранили духовную мудрость и умели различать «духов», они были одними из немногих на Руси, кто насквозь видел истинные цели самозванца и стоявших за ним польско-литовских элит. Монахи приняли единственное правильное решение – вступить в борьбу с захватчиками, призывать к ней народ, а монастырь сделать центром этой борьбы.

Троице-Сергиев монастырь представлял собой мощную крепость с 12 башнями, стенами высотой 8-14 метров, общей протяженностью 1 250 метров. В башнях и стенах размещались 110 пушек. Овладение этим важным форпостом, который два с лишним столетия играл исключительную роль в истории Русского государства, подорвало бы авторитет и власть Василия Шуйского и ускорило взятие Москвы.


Русское правительство заранее командировало в крепость группу воевод и 800 дворян и отряд из 110 казаков и стрельцов, в роли защитников выступали 260-270 монахов, имевших боевой опыт, работники монастыря и крестьяне окрестных сел. Общая численность защитников доходила до 2-2.5 тысяч человек. Им предстояло выдержать осаду 10-тысячного польского войска под командованием Яна Сапеги и Александра Лисовского.

Монастырь был взят в осаду 23 сентября (3 октября) 1608 года, рядом с обителью на Красной горке поляки разбили хорошо укрепленный лагерь. Прежде чем приступить к ведению боевых действий, они выдвинули защитникам ультиматум: капитуляция или смерть. Защитники отклонили требование по сдаче крепости и сообщили, что намерены «верно служить государю, который на Москве будет».

После отказа Сапега повелел начать земельные работы и произвести подкоп под Пятницкую башню с целью ее подрыва. Эту и другие попытки подрыва были сорваны, гарнизон придерживался тактики активной защиты, небольшие отряды регулярно производили дерзкие вылазки, разрушали укрепления и отбивали у противника провизию и фураж.

Защитники мужественно отбивали все штурмы крепости, уничтожали подкопы, люди ради спасения ближних не щадили самих себя. Так два крестьянина Никон Шилов и Солота, принимавшие участие в вылазке в составе отряда Ивана Внукова, проникли в один из подкопов и, пожертвовав своей жизнь, взорвали его вместе с десятком наемников из отряда Лисовского.

После неудачных штурмов крепости польские военачальники решили взять ее измором. Они увеличили число засад, что очень мешало производящим вылазки за крепостные стены. Монастырские запасы быстро таяли, пришлось пустить под нож боевых коней, а часть построек разобрать на дрова. Вскоре в монастыре вспыхнула эпидемия цинги, в конце января 1608 года смерть ежедневно уносила до 20 человек.



Василий Верещагин «Осада Троице-Сергиевой лавры», 1891


Летом 1609 года на крепостных стенах осталось мало профессиональных военных, на смену павшим воинам пришли все, кто мог оказать посильную помощь в защите: женщины, старики и дети. Именно они отбили решающий штурм, в котором Сапега задействовал все силы.

После неудачного штурма лагерь осаждающих стал постепенно расползаться, атаманы уводили свои отряды, многие дезертировали, его покинули и наемники. Полностью осада была снята Сапегой перед подходом к монастырю основных правительственных сил под командованием Михаила Скопина-Шуйского.

Шестнадцатимесячная осада была закончена, героическая оборона «сердца России» всколыхнула всю страну, и стала отрезвляющим моментом.

Впереди было еще несколько тяжелейших лет смуты, но героизм, явленный защитниками русской святыни, дал мощный импульс патриотизму. Его следствием стало движение за освобождение Отечества, которое вылилось в народное ополчение Минина и Пожарского, сумевшее изгнать врага и возродить Русское государство.


Кирилл Брагин

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 115).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА