Эпопея с американским сжиженным газом, которым якобы должны вытеснить с европейского рынка российский «Газпром», продолжается уже несколько лет. А воз и ныне там.
Совершенно аналогичные сказки рассказывались про «сланцевую революцию», в результате которой США зальют сланцевой нефтью весь мир. Но эта отрасль в США переживает, мягко говоря, не лучшие дни – большинство добывающих компаний по уши в кредитах, самые богатые месторождения уже на грани исчерпания, а безубыточность (не говоря уже про прибыли) так и не достигнута. И, скорее всего, уже и не будет достигнута никогда.
Итак, что мы имеем? Несколько СПГ-терминалов в Европе: четыре в Великобритании (для нашего рассмотрения не интересны, поскольку она покидает ЕС, а вести туда трубу из России никто никогда и не собирался), четыре во Франции, семь в Италии, в Испании шесть работающих плюс три в процессе постройки (но поставки для них идут из стран Магриба), по одному в Бельгии, Нидерландах, Португалии и Греции. И так далее.
Часть из СПГ-терминалов (особенно в странах-лимитрофах, находящихся под внешним управлением США) убыточна, например, польский и литовский не окупаются.
Даже там, где СПГ-терминалы работают нормально, они в основном потребляют газ не из США – из Норвегии, Алжира, Марокко, Нигерии и так далее. Доля собственно американского газа в Европе ничтожна, она даже на пике не превышала и 0,7%.
Для сравнения, в 2017 году Россия поставила на рынок Европы 194,4 миллиарда кубометров, а США – менее 2 миллионов тонн СПГ (около 3 миллиардов кубометров). То есть в 65 раз меньше России.
Причём понятно, почему американцам нужно предельно политизировать этот вопрос – чисто рыночными механизмами они ничего не смогут сделать российскому газу. Потому что газ из трубопроводов надёжнее (стабильнее), дешевле, а зачастую и более высокого качества.
Поэтому сказанные летом главой Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером слова «ЕС готов инвестировать в строительство новых терминалов для приема СПГ, в основном из США, если цены будут конкурентоспособными» можно воспринимать только как изысканное издевательство.
Потому что конкурентоспособными они не будут. СПГ используют вынужденно, там, где другими методами газ доставить нельзя. По остаточному принципу.
Доказательством этого служит тот простой факт, что большинство даже уже построенных терминалов работают, мягко говоря, с неполной загрузкой. Существующие европейские мощности могут принимать порядка 160 миллионов тонн, но по факту в 2017 году суммарный европейский импорт составил всего лишь 47 миллионов тонн, то есть едва чуть больше четверти от пропускной способности.
Так что все страшилки о вытеснении «Газпрома» с европейского рынка – это нечто абсолютно нереальное. И это прекрасно понимают все участники процесса: и наши, и европейцы, и сами американцы.
Более того, поставки российского газа в Европу в последние годы только растут. И без дополнительных газопроводов (Южного и второго Северного) Евросоюзу никак не обойтись. Именно поэтому несмотря на все многочисленные заявления, на поддержку на словах Украины (исключительно на словах), на санкции и прочие политические игрища – трубопроводы строятся и ничто не может повлиять на их строительство.
Потому что экономика сильнее политики, а политика является лишь обслуживающей экономику надстройкой. Это азы, товарищи.
У меня есть ещё один аргумент, который до сих пор почему-то никто не приводил в подобных рассмотрениях. Чтобы вытеснить или хотя бы существенно потеснить Россию на европейском газовом рынке, американцам совершенно не хватает существующих транспортных мощностей. Для этого им нужно ещё примерно от 100 до 150 газовозов.
И если бы они планировали действительно захватывать этот рынок, то, по логике вещей, должны были бы уже пару лет закладывать новые транспортные суда. Но никакой такой активности на американских (и любых других) верфях не зафиксировано. Никто и не собирается строить такого количества газовозов.
А это значит только одно – никто в деловых кругах всерьёз и не верит, что американцы смогут захватить этот рынок. Поэтому никто и не инвестирует в заведомо безнадёжное и убыточное мероприятие.
Продать немного СПГ по завышенным ценам польским или прибалтийским русофобам – это милое дело. Маленькая частная афёра отдельных бизнесменов и лоббирующих их интересы политиков.
А вот произвести масштабную экспансию американского сжиженного газа на европейский рынок – это совершено другие масштабы и условия. Все прекрасно понимают степень иллюзорности подобных прожектов.
Так что попытки помешать строительству новых российских газопроводов – это, опять же, частные хотелки отдельных американских политиков, имеющих свой профит от продажи СПГ различным «очень незалежным» лимитрофам. И не нужно считать это частью некой глубокой долгосрочной стратегии. Как и в случае с вторжением в Ирак, это «just business».
Доклад закончил.