28 января 1820 года российские шлюпы «Восток» и «Мирный» достигли берегов Антарктиды. Так российские моряки Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли последний из континентов.
К началу XIX века на земле по-прежнему оставалось немало уголков, где не ступала нога человека. Казалось, что Великие географические открытия остались позади: последний триумф путешественников — открытие Австралии — состоялся в 1606 году. О том, что где-то за Южным полярным кругом лежит неведомая земля, люди подозревали еще в XVI веке. Вот только доплыть до нее не получалось — слишком суровы были климатические условия, да и корабли тогда строились не самые крепкие.
На долгие годы крайней точкой для многих неугомонных путешественников оставался субантарктический остров Южная Георгия.
Попытаться открыть неведомую Южную Землю хотел и Джеймс Кук. Ему это сделать не удалось — мешали многолетние льды, хотя Кук и продолжал верить в существование еще не открытого континента. Спустя пару лет знаменитый капитан отправился навстречу своей судьбе: в 1779 году Кука убили аборигены Гавайских островов. А следующие попытки открыть неведомый континент потерпят фиаско.
В 1819 году адмирал Иван Крузенштерн направил в Морское министерство Российской империи письмо, в котором заявил о необходимости подготовки экспедиций для достижения Южного и Северного полюсов соответственно. Южного полюса должны были достичь шлюпы «Мирный» и «Восток». Первым командовал лейтенант Михаил Лазарев, а вторым — капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен.
«Восток» был построен британскими инженерами и довольно сильно уступал «Мирному» по характеристикам. Главная проблема заключалась в недостаточной плотности корпуса и низкой скорости хода.
15 июля 1819 года оба шлюпа покинули Кронштадт. В историю эта дерзкая попытка достичь Южного полюса вошла как Первая русская антарктическая экспедиция.
Российские моряки отправились в направлении Латинской Америки. Уже в начале ноября «Мирный» и «Восток» прибыли в Рио-де-Жанейро. Здесь моряков ужаснула процветавшая в тех краях работорговля. Впрочем, в России с личными свободами в ту пору тоже было не все благополучно: до отмены крепостного права на тот момент оставалось еще 42 года. От берегов Бразилии экспедиция отправилась в направлении острова Южная Георгия. Исследователям удалось нанести на карту ту часть острова, которой не удалось достичь Джеймсу Куку.
Дальнейший ход экспедиции был богат на мелкие географические открытия. Так, например, моряками был открыт остров Анненкова, названный в честь члена экипажа «Востока» Михаила Анненкова.
Вообще россияне в этой экспедиции увидели немало интересного. По пути мореплавателям все чаще попадались гигантские айсберги. Видели они и китов.
На острове, названном в честь помощника командира шлюпа «Восток» Ивана Завадовского, морякам удалось полакомиться яйцами пингвинов.
Удалось российским морякам и опровергнуть, а вернее, расширить одно из открытий Джеймса Кука: Сандвичев остров оказался группой из 11 небольших островков. В дальнейшем экипажам «Востока» и «Мирного» то и дело приходилось проявлять чудеса навигации, спасая корабли из вроде бы безнадежного ледяного плена. Несмотря на ухудшавшиеся условия, экспедиция продолжалась.
А 28 января 1820 года шлюпы достигли 69°25′ южной широты. А Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктиду.
«Я называю обретение сие берегом потому, что отдаленность другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега. Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере, состоит не из той только части, которая находилась перед глазами нашими», — писал в бортовом журнале на следующий день Фаддей Беллинсгаузен.
Первая русская антарктическая экспедиция продолжалась 751 день. Ее участники нанесли на карту 29 новых островов. А самое главное — первыми открыли новый континент.