Семейный психолог Марина Солотова - о том, как ей удалось прекратить жестокую травлю дочери со стороны старшеклассниц
Надо убедить ребенка в том, что в любом случае действовать надо по закону, а не по понятиям. Фото: Михаил ФРОЛОВ
Ну вот и меня не миновала чаша сия…
Занимаясь несколько лет проблемами детско-родительских отношений и вообще детскими проблемами, я, конечно, часто встречалась с ситуациями буллинга. Причем, обращались ко мне мамы и папы обеих сторон этого неприятного процесса: и родители жертв, и родители агрессоров.
Вчера мне самой пришлось стать одной из сторон.
Излагаю события по порядку. В пятницу вечером моя тринадцатилетняя дочь, как обычно, играла в футбол. Она любит это дело, играет хорошо, как следствие - вокруг всегда полно мальчишек. А это вызывает раздражение некоторых сверстниц. На этот раз она тренировала свою команду – пацанов помладше, соседей. Три девушки на год старше моей, раньше с дочерью не знакомые, дождались окончания тренировки, подошли к Аньке и начали разговор.
Ну, как разговор: «Ты чо такая тупая?!». Моя детка - девочка достаточно решительная, за себя постоять умеет. Ответила «Сама такая». Девушкам это не понравилось, и одна из них дала Аньке пощечину. И в ответ тут же получила в глаз (хорошо получила, я этот глаз вчера видела. Да, моя себя в обиду не дает. Первая никогда не начинает, но и не пропустит). Такая реакция, видимо, никак не ожидалась троицей, поэтому, попрепиравшись еще немного на уровне «сама дура», разошлись. Нападать на дочку было бессмысленно, потому что за ней стояла футбольная команда.
В субботу гоп-компания во главе с девочкой Любой опять вышла на контакт с моим ребенком. На этот раз были озвучены требования, на выбор Анне предложили: 1. Она отдает деньги, так сказать – моральный ущерб 2. Встает на колени и просит прощения 3. Выходит на смертный бой, то есть на драку. Все три варианта были решительно отвергнуты, компания послана нафиг (именно туда, моя еще и не ругается матом, и это – факт, подтвержденный все той же футбольной командой).
В воскресенье неудовлетворенные девочки опять попытались выяснить отношения. Но рядом – все та же команда. Не получилось. К тому же, я пораньше позвала Анну домой, потому что сама чувствовала себя не очень хорошо. А вечером мне позвонила сестра из Москвы и сказала, что у моей Аньки проблемы. Доча обратилась за советом к старшей сестренке, моей племяннице. Сашка в свои 16 лет правильно оценила ситуацию, немедленно рассказала все своей матери – моей сестре, и та сразу позвонила мне.
Я застала Анну за перепиской ВКонтакте. Все три девицы одновременно стали ей писать. С двумя она не успела вступить в дискуссию, потому что отвечала девочке Любе. Девочка Люба слала голосовые сообщения, от которых у меня зашевелились волосы. Цитировать все здесь не могу по понятным причинам, ибо цензурных слова в этих сообщениях было крайне мало. Угрозы летели нешуточные – самым безобидным было «Щаз приду к тебе на хату с толпой пацанов и они тебя… в …». Надо отдать моей должное – и тут ни одного нецензурного слова. Сначала «Иди нафиг», когда стало зашкаливать, написала, что сейчас даст все это мне, и я, мама, пойду с этим с полицию. В ответ прилетело: «Да ты мусорня?! Ну теперь все, я теперь это дам почитать нашим пацанам с раёна и тебе п… точно, а мне твоя мать ничего не сделает».
В 8 утра в понедельник я позвонила директору школы (девушки учатся во втором корпусе нашей же). В 12.00 директор, социальный педагог, завуч, родители всех трех героинь и я были в сборе. Если бы этого не произошло, в 13.00 я была бы в полиции. Я изложила суть и включила звук. Когда мамы отошли от первого шока, начали говорить о том, что хорошо бы понять, кто первый начал. Меня, понятное дело, больше волновало, как это закончится, но хотите – плизз, давайте выяснять. Пригласили девушек во главе с Любой. Позвали мою. Моя шла из другого корпуса, поэтому подзадержалась. За это время я объяснила девушке Любе, что может сделать в такой ситуации мама. И на сколько статей УК, тех, по которым ответственность с 14 лет, она наговорила. Сказала ей большое человеческое спасибо за то, что она говорила, а не писала - в таком случае нет возможности сказать, что страницу, например, взломали.
Кстати, последнее Любино сообщение с угрозами пришло за час до нашей встречи, она его наговаривала, узнав, что родителей вызывают в школу. Мы его тоже с интересом послушали.
Итог:
1. Девушки встали на внутришкольный учет. Это означает, что теперь ежемесячно на Совете профилактики родители должны будут отчитаться, чем заняты дети, в какие кружки ходят, какие книжки читают и так далее.
2. Школа сообщает о случившемся в отдел опеки и в полицию. Семьи ждут серьезные проверки. Возможно – штрафы. Девушка Люба предупреждена мною, что, в случае рецидива, я иду с заявлением в полицию.
А теперь мои мысли по этому поводу, по истечении более чем суток.
Искренне советую проговорить возможность таких ситуаций с детьми. Объяснить опасность. Внушить, что первое их действие в случае угроз – сообщить об этом родителям. Это самое важное! Я поняла, почему Анька не стала просить помощи у меня. 4 дня до этого я ныла по поводу своего плохого самочувствия. А зачем грузить маму, которой и так плохо?! Объясните детям, что болезни и неприятности родителей – не повод для того, чтобы не делиться своими неприятностями! Что в ситуации опасности только взрослый может принять правильное, взвешенное решение.
Очертить круг людей, к которым можно обратиться за помощью, если по каким-то причинам не получается это сделать с родителями. Старшие братья и сестры, старшие дети подруг, которых ваши дети знают с детства, и т.д. Убедить ребенка в том, что в любом случае действовать надо по закону, а не по понятиям. Тот, кто действует по закону, всегда в выигрыше.
Объяснить детям, что ответственность за подобные поступки неминуемо наступит. Если нет 14, ее будут нести родители. Внушить, что подобные действия – наказуемы!
Объяснить детям, что все, что попадает в сеть, может быть использовано против них. В нашем случае Ане предъявить было нечего именно потому, что она ни разу не позволила себе отвечать тем же. По поводу подбитого глаза я сразу предложила продолжить разговор в полиции, если у противоположной стороны есть претензии.
Понятно, что претензий не было. И еще, важно! Серьезным аргументом нашей стороны был скрин со страницы ВК Любы с текстом: «Дорогие Леночка и Кариночка! Сегодня я даказала что всегда за вас даже если кипишь поднимаете вы!» (орфография сохранена) . Сразу стало понятно, кто «первым начал».
Если возникает ситуация угрозы, немедленно предпринимать действия по ее устранению! В ту же минуту! Нельзя ждать, что само рассосется. Нельзя думать, что «онижедети, сами разберутся». Нельзя разговаривать с другими детьми в отсутствие законных представителей. У вас нет задачи воспитать чужого ребенка, у вас есть задача защитить своего!
Нежелательно разговаривать с законными представителями без свидетелей. Я еще раз в этом убедилась, поддержка социального педагога в моем случае была мощной. Она начала с того, что раздала всем листочки с напечатанными выдержками из семейного кодекса, Конституции, закона об образовании и т.д. – все про ответственность родителей. Она задавала очень грамотные вопросы. Она популярно объясняла родителям и детям последствия всех таких действий и т. д.
Это только верхушка. Наша ситуация разрешилась быстро и без последствий для моего ребенка. Бывает хуже. Мудрости и терпения нам всем!
МАРИНА СОЛОТОВА