И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. (Откр. 6:5-6)
Социальное бедствие, вызванное длительной нехваткой продовольствия и приводящее к массовой гибели населения на территории крупных районов. Так определяется понятие массового голода в Википедии.
Массовый голод пережили практически все страны в разное время. Зависел он от разных факторов: начиная от банального неурожая вследствие непогоды и заканчивая целенаправленной политикой завоевателей, для уничтожения народов.
Первое упоминание о голоде, как способе воздействия на сознание масс, описывается в Библии. Пророк Илия предсказал израильскому царю Ахаву голод среди его народа, за то, что жители страны поклонялись Богу плодородия и солнца Баалу. Голод случился в результате трех с половиной лет засухи, которую наслал милосердный Господь. Результатом стал возврат израильтян под руку «правильного» Бога.
В 17-20 веках Великобритания устроила массовый голод в нескольких странах, которые не хотели добровольно покоряться воле колонизаторов.
Все народы, которые голодали, прекрасно помнят причины голода и помнят кто виновен в этом. Ни одна страна, в которой случался голод по причине природных явлений, или по причине искусственного происхождения, кроме Украины, не называет массовый голод геноцидом и уж тем более, не заставляет другие страны это признавать.
Голодомор для нынешних правителей Украины стал чем-то вроде фетиша – все правительства Украины с момента образования в 1991 году, навязчиво уговаривали другие страны признать голодомор как геноцид украинцев со стороны России...
Созданный 8 июля 2009 года в Киеве Национальный музей «Мемориал жертв Голодомора» всячески пытается представить гибель людей от голода происками русских. Была создана даже карта, где указано, что голод был исключительно на территории Украины, входящей в состав СССР.
На карте прекрасно видно, что оценивается ситуация только в областях Украины, которые входили в состав СССР. На территориях, которые входили в состав других государств голода как бы и не существовало, а украинцы жили в очень хороших условиях. Такие мысли были высказаны сотрудником Украинского института национальной памяти.
После окончания войн, которые шли чередой за Октябрьской революцией на территории бывшей Российской Империи, новая страна потеряла многие территории. Украина оказалась разделена на части.
После советско-польской войны 1919-1921 года в состав Польши вошли: Восточная Галичина, Холмщина, Подляшья, Западная Волынь, Западное Полесье, Осяння, Лемковщина, где проживали около 5 млн украинцев.
В ноябре 1918 года Румынией были аннексированы Северная Буковина, Бессарабия и уезд Мараморош, на территориях которых проживало 790 тысяч украинцев.
Закарпатье, по результатам плебисцита вошло в состав Чехословакии.
На остальной территории Украины была организована Украинская Советская Социалистическая Республика, которая вошла в состав СССР.
Часть Украины, которая входила в состав Польши (25% территорий всей Речи Посполитой), представляла собой слаборазвитые области с большим перенаселением и совсем малыми наделами земли, с которых было невозможно прокормиться.
В добавок к имеющимся проблемам польское правительство проводило активнейшую политику полонизации земель, заселенных украинцами. Для этого земли дополнительно заселялись поляками-участниками советско-польской войны 1919-1921 годов, так называемыми «осадниками». Всего с 1921 по 1929 год на территории Западной Украины было переселено около 77 тысяч поляков, которые получили во владение более 600 тысяч гектаров земли. Все эти земли были отняты у местного населения.
Руководство Польши того времени не скрывало, что хотело бы видеть земли Украины и Беларуси, населенные поляками, но никак не украинцами или белорусами. Дискриминация по национальному признаку была во всех сферах жизни: экономической, социальной, культурной и административной. Властями завышались налоги для местных жителей, а оплата их труда была гораздо ниже, чем оплата труда поляков. Наемные рабочие в польских фольварках на территории полонизируемых земель работали за 16 или 18 сноп с поля даже в неурожайные годы, а со своего надела прокормить семью было невозможно, так как они были небольшие.
Западная Украина, равно как и Западная Беларусь, воспринималась поляками как колония, из которой нужно выкачивать все, что только возможно.
«Для того чтобы польский народ был великим, для того чтобы Польское государство осуществило свои исторические задачи на востоке, необходимо, чтобы Белоруссия была присоединена к Польше как ее часть, как простая ее провинция или, вернее, колония», — писал В. Студницкий в 1919 году.
Несмотря на то, что речь идет о Беларуси, такое же отношение было и к Западной Украине. Поэтому «осадники» наделялись очень большими правами, вплоть до того, что им разрешалось носить оружие (в отличие от местных жителей) и применять его по своему усмотрению.
Кроме завышенных налогов, на территории «Всходних Крэсау» местные жителя были обязаны выполнять трудовую повинность – шарварк. Только за 1932 год на территории Западной Украины было выполнено шарварка на 8,1 млн злотых.
Начало 30-х годов ознаменовалось началом Депрессии, которая коснулась не только Америки, но и стран Европы. На внешних рынках произошло резкое падение спроса на продовольствие, соответственно резкое понижение цен и сделало сельское хозяйство убыточным. К 1932 году доход сельского хозяйства составил 1,5 млрд злотых, но все они пошли на покрытие расходов или уплату налогов.
Для Польши 1931-1933 года стали началом бедствия. Резко упала урожайность: по пшенице с 11,7 центнера с гектара до 7,8 в 1932 году, по ржи с 11,4 до 9,9 центнера с гектара. Валовой сбор четырех основных хлебов сократился на 21,2 млн центнеров, или на 2,1 млн тонн к 1932-33 годах. Уже в это время в Польше начался голод, который отмечался в 1932 и 1933 годах. В 1933 году на человека приходилось по 250 граммов хлеба в сутки (как в блокадном Ленинграде). Потребление продуктов упало в три раза. А в 1934 году случился еще больший неурожай – на 25-30% ниже предыдущего. В еду для крестьян шло все: суррогаты, испорченные продукты, трава и кора.
В 1935 году Ежи Михайловский опубликовал книгу «Деревня без работы», в которой описал все жизнь крестьян того времени: резкое падение сбыта товаров, отсутствие спичек и керосина, использование лучин и кремня. Детей зимой завязывали по шею в мешки, набитые резаной соломой, чтобы не замерзли — дров было мало, а одежды не хватало и на взрослых. Люди, жившие без еды, без света, в грязи, стали забывать грамоту, в особенности в отдаленных деревнях.
В 1933 году на территории Западной Украины начали вспыхивать голодные бунты. Помимо хлеба, крестьяне выдвигали требования об отмене шарварка. Одно из самых крупных выступлений произошло 19 июня 1932 года на Львовщине. В нем приняли участие жители 19 сел Лисского, Турковского, Сокальского и Добромильского поветов, всего около 30 тысяч человек. На подавление восстания польским правительством брошено 4 тысячи солдат (3 пехотных полка, 4 кавэскадрона), 1500 полицейских, бронемашины, авиация. 9 июля восстание было подавлено, арестовано более 800 человек. Арестованных били нагайками, заставляли петь польский гимн, восхвалять польского диктатора Юзефа Пилсудского и ругать Советскую Украину. Под видом контрибуций осуществлялся банальный грабёж, не чуждались поляки и изнасилованиями. Население было лишено всякой защиты закона.
В середине сентября 1933 года против украинских сёл были направлены большие подразделения полиции и кавалерии. Применяя принципы коллективной ответственности, их отряды заняли около 800 сёл. Они разгоняли ячейки украинских общин, разрушали читальни, изымали имущество, продукты, физически расправлялись с теми, кто протестовал. Было арестовано свыше 2 тысяч украинцев, преимущественно студентов и молодых крестьян.
Все восстания проходили на фоне голода. Ситуацию в западной части Украины, которая входила в состав Польши, очень хорошо характеризуют страницы издававшейся в Нью-Йорке эмигрантской газеты «Українські щоденні вісті» тех дней пестрят заголовками: «15.000 детей в Закарпатской Украине угрожает голодная смерть» (05.04.32), «Голодная смерть господствует в сёлах Гуцульщины» (16.04.32), «Голод в Западной Украине увеличивается» (май 1932).
«Голодная смерть господствует в селах Гуцульщины». («УЩВ», 16.04.32 р., ф. 12.6.)
В сельских хатах лежат целые семьи, опухшие от голода. Сотни людей тиф уносит в гроб, и старых, и молодых. В селе Ясеневое вечером сплошная тьма; нет ни керосина, ни спичек. В статье «Голод на Зап. Украине увеличивается» («УЩВ», травень 1932 р., фото 12.7) отмечается, что национальный гнет, погромы, карательные экспедиции, конфискация урожая уничтожают голодное Западно — украинское село. Поляки-оккупанты вырубили леса. Древесину продали по демпинговым ценам за границу. Грабительская политика поляков быстро дала результаты.
Голод на Зап. Украине увеличивается
Не стало лесов, реки стали ежегодно выходить из берегов. Наводнения уничтожают целые села. Со времени большого наводнения 1927 года десятки сел еще не восстановлены. Крестьяне не получили от государства никакой помощи.
В статье «Трех крестьян, 2 украинских и 1 польского происхождения, осуждено на смерть за восстание в Львовском воеводстве» («УЩВ», 25.07.32 р., ф.12.8.) сообщается, что против восставших крестьян польская армия использует авиацию. В статье «Украинские крестьяне в вооруженной борьбе с войском панской Польши» («УЩВ», 23.07.32 р.) сообщается, что уже десятки убитых, более тысячи ранены.
В апрельской статье «Западно-украинское село голодает» («УЩВ», квітень 1932 р.) автор подчеркивает, что налоговый грабеж, ростовщичество, раздробленность хозяйств, отсутствие тягловой силы, землеобрабатывающих машин и инвентаря сделали сельское хозяйство Польши таким, что оно и в нормальный год не спасает от голода. Прошлый год, кроме всего этого были неблагоприятные погодные условия; много хлеба погибло от паводка и градобоя — крестьяне оказались на краю бездны. В статье: «На Западной Украине свирепствует против крестьян и рабочих террор фашистского режима» («УЩВ», 15.10.32 р.) перечисляются фамилии погибших в руках полиции без суда и следствия. Таких статей в «УЩВ» очень много.
По данным прессы 30-х годов ХХ столетия имеются признаки геноцида со стороны властей Польши населения Западной Украины:
Сколько всего погибло людей от голода на территории Западной Украины, входящей в состав Польши, не ясно до сих пор. Даже в 1968 году в ООН не имела таких сведений. В справочнике «Экономика стран Мира» в графе население Польши в 1938 г стоит многоточие — данные отсутствуют.
В августе 2016 года в Верховную Раду Украины был подан проект постановления «О чествовании памяти жертв геноцида, совершенного Польским государством в отношении украинцев в 1919-1951 годах». Однако Радой проект принят не был. Видимо благосклонность западного соседа гораздо важнее памяти о жертвах. "Ведь поляки никогда не хотели уничтожить украинский народ. Это все выдумки кремлевской пропаганды..."
Также в тему...
Голодомор на Украине: фальсификация национального масштаба