Часто думаю о том, как же так получилось, что героизация нацизма, коллаборационизма и предательства стали сегодня на Украине нормой. И, кажется, я нашла ответ на свой вопрос.
Дело в том, что в школе на уроках истории нам об этом ничего не рассказывали. Про Волынскую резню, Львовский погром, Бабий Яр, про Бандеру и Шухевича, да и вообще про весь украинский национализм и нацизм я узнавала много позже и самостоятельно.
Более того, когда приходившие к нам на линейки ветераны пытались что-то рассказать обо всем этом — им просто не давали это сделать. Почему? Потому что эти страницы истории Украины даже в середине 90-х все ещё были табуированы и цензурированы.
Потому зерна пропаганды, согласно которой украинские каратели были «героями», боровшимися за «украинскую независимость» легли на благодатную и, можно сказать, девственную почву. В связи с чем и дали такие чудовищные ростки.
Ведь моему поколению (впрочем, не только моему) не говорили правды. От нас скрывали даже факт о том, что Ватутина смертельно ранили совсем не немцы. От нас скрывали, что многим коллаборационистам удалось сбежать за границу, и что они оттуда продолжали вести свою преступную деятельность, печатая брошюрки, листовки и воззвания, которые пользовались огромной популярностью на западной Украине.
От нас скрывали, что украинская диаспора в США и Европе десятилетиями тратила огромные ресурсы на возражение украинского национализма.
От нас скрывали, насколько давняя и сильная ненависть к СССР руководила каждым, кто записывался в ряды бандеровцев, а потом передал ее и своим потомкам.
Все это я начала узнавать только будучи студенткой. И то, только потому, что меня эта тема заинтересовала и я много времени отдала ее изучению.
Хотя для того, чтобы эта позорная и кровавая страница истории больше никогда не повторилась, нам должны были все это рассказывать, начиная с пятого класса.
Не рассказали. Замолчали. Стыдливо обошли стороной. Утаили.
Теперь расхлёбываем. По полной программе.
Просто потому, что кто-то когда-то решил, что есть такие уроки истории, которые лучше «прогулять»…
Юлия Витязева