Отношения между США и Турцией, союзниками по НАТО, находятся в глубоком кризисе. Некоторые американские эксперты называют его драматическим. В Вашингтоне рассматривают различные сценарии развития событий и не исключают наказания строптивых турок за покупку российских ЗРС С-400. Анкара готова ответить.
Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу выступил по национальному телеканалу A Haber с весьма жестким заявлением. Глава внешнеполитического ведомства Турецкой Республики пообещал ответные меры, которые непременно последуют вслед за санкциями. «Мы оценим самый плохой сценарий и примем решение. Если США введут санкции против Турции, то на повестку дня может выйти вопрос по базам Инджирлик и Кюреджик», — заявил Чавушоглу и добавил, что Анкара рассматривает российские истребители как замену американским F-35, если Вашингтон откажется их продавать.
Полагаю, что высказывания турецкого политика не стоит понимать буквально. Это часть переговорного процесса, точнее — торга, и Анкара старается повысить свои ставки. В США наконец-таки согласовали военный бюджет на следующий год и постарались сделать это максимально публично. На пресс-конференции по этому поводу прозвучали заявления, что Турция не получит свои F-35, пока не будет решена «проблема С-400». Причем ультиматум и Конгрессом, и Палатой представителей был намеренно объявлен в достаточно оскорбительной для турецкой стороны форме. Хотя, если задуматься, это делается еще и в пику президенту Дональду Трампу.
Анкара, естественно, отреагировала.
Я склонен считать, что полемику следует рассматривать в большей степени с точки зрения внутренней политики Турции, а не через призму отношений Анкары и Вашингтона. Президент Эрдоган чувствует, что в Европе и США вызревает идея его убрать. Вполне вероятна «януковичизация» турецкого лидера, поэтому острая риторика звучит для получения поддержки общества.
Но закрытие авиабаз может дорого обойтись самой Турции — нужно будет решать массу проблем с боеприпасами и собственностью. Так что угроза станет реальностью только в одном случае — если американцы действительно начнут «валить» Эрдогана.
Есть ощущение, что для этого уже многое делается. В Турцию зачастили европейские и американские правозащитники. Да, в этой стране идут аресты, судебные процессы — но там не настолько плохо, чтобы задействовать массовку иностранных заступников. Неожиданно много денег появляется у оппозиционных газет. Словом, можно увидеть массу косвенных признаков подготовки к смещению турецкого лидера. Все, на мой взгляд, очень похоже на то, что творилось на Украине в 2012–13 году. Но есть и аргумент против такой логики: Эрдоган — не Янукович. Хотя о том, кто таков Янукович, мы и узнали после победы киевского Майдана. Турецкий президент — великолепный тактик. С моей точки зрения, он политический гений, за свою карьеру мог неоднократно потерять все и, тем не менее, каждый раз выбирался из тупика.