На фото: министр внутренних дел Эстонии Март Хельме (Фото: imago images / Scanpix/TASS)
Президенту Эстонии Керсти Кальюлайд пришлось извиняться за своего ультраправого министра внутренних дел Марта Хельме перед президентом Финляндии Саули Нийнистё, настолько политически хамскими оказались высказывания главы МВД в адрес нового финского премьер-министра Санну Марин.
В нормальной «общечеловеческом» компании за такие выражения бьют по морде или, по крайней мере, выгоняют из добропорядочной компании. По сути Хельме оскорбил главу кабмина соседней страны. Но обо всем по порядку.
Санну Марин назначена премьер-министом Финляндии 10 декабря. Она стала самым молодым главой кабмина в истории страны. Ей всего лишь 34 года. Но молодой политик прошла серьезную школу жизни, можно сказать, сделала себя сама.
Родилась в неблагополучной семье — отец сильно пил. Родители развелись. Мать вступила в брак с другой женщиной — нынче в Финляндии этим не удивишь, но тогда это был непривычный опыт, Марин выросла в однополой семье и скрывала сей факт.
Девочка пошла рано работать — сначала в пекарню, потом была кассиром в магазине. В университете Тампере получила степень магистра по специальности «административное управление». В 2006 году вступила в Социал-демократическую партию Финляндии. Работала в горсовете Тампере. Стала заместителем председателя Социал-демократической партии. Избрана в парламент. Была назначена министром транспорта и связи. И вот — стала премьер-министром. Блестящая карьера на пути, не усыпанном розами.
Март Хельме, вместо того, чтобы поздравить молодого политика, разразился оскорбительными тирадами. Сначала вспомнило фразу, приписываемую Ленину, но исказил ее, заявив, о «каждой кухарке, которая может управлять государством». Ильичу приписывают другую фразу: «Каждая кухарка должна научиться управлять государством». Хотя и она неточная, но все же определяет смысл, изложенный Лениным в статье «Удержат ли большевики государственную власть?», опубликованной в октябре 1917 года в журнале «Просвещение».
Затем Март Хельмеп утверждал: «Теперь мы стали свидетелями того, как одна продавщица стала премьер-министром и как некоторые другие уличные активисты и необразованные люди стали членами правительства».
Финский бомонд возмущен высказываниями Марта Хельме. «У всех политиков и влиятельных людей за спиной мог бы быть опыт простого рабочего. Если его нет, то это подозрительно», — сказала депутат финского парламента Рийкка Пурра.
«Мнения могут быть разными, но министр внутренних дел нашей соседней страны мог бы держать подобные идиотские высказывания при себе», — считает депутат Сари Мутлала.
«Какая исключительно неприятная и параноидальная речь от министра нашего братского народа. Большая часть финнов, конечно, таких братьев себе не желают», — заявил председатель парламентской фракции «Левого союза» Пааво Архинмяки.
Финский писатель Яри Терво так прокомментировал в Twitter высказывание Марта Хельме: «В Финляндии продавщица может стать премьер-министром. В Эстонии идиот может стать министром внутренних дел». Тоже не очень, скажем так, толерантная фраза, но ведь ответная.
Президент Эстонии, извинившись перед своим финским коллегой за хамство министра, обратилась к главе кабмина Юри Ратасу с просьбой рассмотреть вопрос о его замене, но тот не отреагировал. Все понятно: верх взяли политические соображения. Если выгнать Мирта Хельме, то из коалиции может выйти его Консервативная народная партия, и лидер Центристской партии Юри Ратас потеряет пост премьер-министра. Тем более что когда формировалась правящая коалиция, Март Хельме грозил массовыми беспорядками, бунтом, если его партию не возьмут в нее. И вот во вторник, 17 декабря, эстонские Партия реформ и Социал-демократическая партия попытались провести через Рийгикогу — местный парламент — вотум недоверия Марту Хельме, но голосование не позволило снять хамоватого министра с поста.
А есть за что — и без скандала с финским премьером. Марту Хельме свойственны оскорбительные выпады в адрес нацменьшинств, беженцев, инакомыслящих, русских. Одна из самых ярких известных фраз Хельме такая: «Эстония — пограничное государство, а эстонский народ — пограничный народ, чье существование в течение всего последнего тысячелетия находилось под угрозой. Мы не можем позволить себе роскоши прикидываться дураками по рецептам красных профессоров или левых либералов.
Мы должны видеть вещи такими, какие они есть в реальности: Россию своим исконным врагом, критическую массу здешних русских — пятой колонной Москвы, а мультикультурных либералов — ослабляющими и разрушающими тело нации. Мы должны быть постоянно готовы постоять за себя". И назвал демократическую позицию оппонентов «болтовней евротетушек о понимании и прощении».
Как сообщала «Свободная пресса», в июле этого года с президентом Эстонии Керсти Кальюлайд поговорил корреспондент американского журнала Foreign Policy, а затем опубликовал статью с красноречивым названием — «Эстония борется со своими избранными расистами». Журналист спросил президента, тревожится ли она из-за «антисемитских, гомофобных и расистских комментариев» оказавшихся у власти представителей Консервативной народной партии Эстонии, которой руководит Март Хельме. Керсти Кальюлайд призналась: «Я ненавижу их за их поведение и извиняюсь за то впечатление, которое в результате остается». «Порядочные люди так себя не ведут. Это не та точка зрения, которую мы разделяем в Эстонии. Теперь я должна объяснять их глупые поступки», — пожаловалась президент.
А в ответ Март Хельме заявил президенту Эстонии: «Этот человек не понимает, кто она, какую должность она занимает, какие у нее полномочия и обязанности. Если она заявляет миру, что ненавидит партию, получившую сильный мандат от своих избирателей, то, вероятно, у нее что-то не так с нервной системой». И предложил ей уйти в отставку.
Но сейчас, под давлением политиков двух стран, он все же извинился перед премьер-министром Финляндии. Однако вряд ли изменилась его националистическая суть.