Между ужасным концом и ужасом без конца
Соединенные Штаты находятся перед самой глубокой пропастью за все время своего существования, не имея необходимой социально-психологической прочности и достаточного исторического опыта, чтобы устоять на краю.
На данный момент уже столько написано об угрозе гражданской войны и последующего разрушения США, что дальнейшие упражнения на ту же тему могут быть оправданы разве что желанием автора поделиться с читателем некоторыми не вполне избитыми наблюдениями.
В этом мне поможет, как ни странно, мое счастливое детство. Время, когда я запоем читал книги. Среди них оказался и американский политико-фантастический роман «Семь дней в мае», написанный Флетчером Нибелом и Чарльзом Бейли в далеком 1962 году. Где-то в начале семидесятых я проглотил эту увлекательную книжку в один присест, не особенно вникая, по отсутствию жизненного опыта и достаточных знаний, в её конкретно-историческую подоплеку.
И вот сегодня, спустя почти полвека, перечитал её снова – под совершенно иным углом зрения, когда переплетены и приобретенные с годами «многие знания – многие печали», и зловещий контекст современного положения Соединенных Штатов Америки.
Первое, что сегодня бросается в глаза, – это явное сходство описанных в романе предпосылок гипотетического американского кризиса и характера нынешних реальных противоречий, раздирающих США и тамошнюю элиту. Вплоть до почти буквального совпадения. Книжного президента Джордана Лимена его противники обвиняли в сдаче американских интересов России, нынешнего реального хозяина Белого дома Дональда Трампа – в том же самом!
И в к книге, и в реальной действительности их главный оппонент – военно-политическая элита США, бизнес-интересы которой Лимен ущемил подписанием договора о ядерном разоружении с СССР. А Трамп, при всей своей словесной воинственности в отношении КНДР, Китая, России и Венесуэлы, не развязал по факту ни одной новой войны за первые четыре года свой администрации.
И даже прямой ракетный удар Ирана по американским военным базам не сбил его с данного курса. Что, вообще говоря, дело для Америки неслыханное. Трамп вполне последовательно ведет линию на свёртывание американской глобальной военной вовлеченности и к отказу от систематического участия Штатов в «нелепых бесконечных войнах».
«В отличие от предыдущих администраций, я удерживал Америку от новых войн, и наши войска возвращаются домой», – заявил Трамп, пообещав, что во второй срок президентства он «удержит Америку от бесконечных и дорогостоящих иностранных войн».
Мало того, Трамп вполне в духе президента США Дуайта Эйзенхауэра, предупреждавшего Америку в 50-х годах прошлого века об опасности гибельного всевластия военно-промышленного комплекса, дерзает вслух говорить практически то же самое о нынешнем американском ВПК: «Я не говорю, что все военные в меня влюблены. Простые солдаты, возможно. Но, наверно, высшие люди в Пентагоне моими поклонниками не являются, потому что они хотят только воевать, чтобы все эти замечательные компании, которые делают бомбы, самолеты и все остальное, оставались счастливыми».
Да, отчасти это дань предвыборной риторике. Однако не стоит думать, что такое объяснение исчерпывает тему. Ибо это слишком серьезные вещи, за попытку практической реализации которых в Америке платят жизнью даже президенты. Иначе Джон Кеннеди, однажды осознавший всю глубину пропасти, в которую толкают страну сторонники ведения неограниченных войн, и попытавшийся сделать шаг от пропасти, не был бы убит «неизвестными» (до сих пор!) заговорщиками после того, как предпочел диалог с Советским Союзом обмену ракетно-ядерными ударами.
Положение Трампа еще хуже, чем у его предшественников, которые закрепили за Америкой роль вездесущего мирового полицейского, но умудрились выдавить значительную часть американской реальной экономики с территории США, что привело к колоссальному дисбалансу между «американскими глобальными обязательствами», с одной стороны, и реальными возможностями – с другой. И это не говоря уже о фантастическом государственном долге, уверенно стремящемся к тридцати триллионам долларов в силу указанного дисбаланса.
Ввиду опасной парадоксальности возникшей ситуации такая парадоксальная фигура, как Трамп, и была приведена к власти. А его лозунг «Сделаем Америку снова великой!» в целом отражает основную суть его «нового курса». А именно: укрепление США как экономически самодостаточной державы при одновременном сокращении явно чрезмерного бремени внешней «ответственности».
Однако и этот путь оказался тернистым. Ибо Трампу, с одной стороны, требовалось всемерно укреплять реальный сектор национальной экономики, а её основой является военно-промышленный комплекс, с другой – сокращать затратное глобальное военное доминирование, то есть наносить удар по интересам того же ВПК.
Неудивительно, что в конечном итоге против нынешней американской администрации ополчились не только транснациональные игроки новой «постиндустриальной волны», то есть, проще говоря, мировые онлайн-торговцы с триллионными состояниями и такие же глобальные IT-«трансформеры», но и отчасти самые что ни на есть традиционные военные монополии, которым эта политика прищемила хвост.
Так что можно констатировать не только совпадение фабулы упомянутого выше романа с действительностью, но и то, что силы, противостоящие нынешнему президенту США, не менее, а скорее более могущественны, чем те, которые оппонировали Джону Кеннеди и его книжному аналогу Лимену.
А теперь о том, что из всего этого с высокой долей вероятности может последовать в обозримом будущем.
Первое: фактом является то, что Америка, говоря образно и без обид, – это «страна непуганых идиотов». В том очевидном смысле, что нынешние американцы понятия не имеют о том, что такое война на их территории и сопутствующие этому невзгоды. Они слишком хорошо жили последние скоро как двести лет после предыдущей гражданской войны. А во времена войн внешних на американскую землю не упала ни одна бомба и не ступил ни один вражеский солдат. Так что психологическое состояние заокеанских аборигенов таково, что спусковой крючок национальной катастрофы может быть ими нажат, по неведению, с легкостью необычайной.
Уж если даже чиновники американского правительства без обиняков призывают население запасаться боеприпасами, как это сделал на днях пресс-секретарь Министерства здравоохранения и социальных служб США Майкл Капуто, то дело плохо: «Г-н Капуто предсказал, что президент выиграет переизбрание в ноябре, но что его оппонент-демократ Джозеф Р. Байден-младший откажется уступить, что приведет к насилию. “И когда Дональд Трамп откажется уйти в отставку на инаугурации, начнется стрельба”… Учения, которые вы видели, – это ерунда… “Если вы носите оружие, покупайте боеприпасы, леди и джентльмены, потому что их будет трудно достать”».
Второе. Морально-психологическое состояние современных Вооруженных сил США таково, что рассматривать их как реальную силу, способную предотвратить широкомасштабно гражданское противостояние, не приходится. Во-первых, потому, что, как и в романе «Семь дней в мае», противоречивая политика действующей администрации уже сказывается на состоянии военных, которые сейчас не демонстрируют своей безусловной лояльности Дональду Трампу. Достаточно напомнить, что министр обороны США Марк Эспер в июне с. г., в разгар беспорядков, категорически отказался внять настояниям президента о необходимости использования армии для прекращения актов насилия.
Безотносительно к политическим симпатиям самого Эспера его позиция представляется в данном случае более осмысленной, чем требования импульсивного, но, увы, слабо знакомого с армейскими реалиями президента. Думаю, глава Пентагона неплохо осведомлен о морально-политическом состоянии своего войска, которое на добрых пятьдесят процентов укомплектовано цветными. И о степени его «монолитности» в кризисных обстоятельствах.
Армия, которая даже в самые благополучные времена славилась перестрелками на расовой почве, а в ходе боевых действий отличалась полным отсутствием взаимовыручки между военнослужащими с разным цветом кожи, вряд ли окажется достаточно прочной структурой, чтобы выдержать лобовое столкновение с расколотым и до зубов вооруженным американским «гражданским обществом». В котором, кстати говоря, бывших «зеленых беретов», «морских котиков», снайперов и прочих заплечных дел мастеров в разы больше, чем в «действующей» армии.
В романе «Семь дней в мае» речь шла о верхушечном заговоре группы высших генералов и вашингтонских политиков. Однако даже его пришлось готовить в глубочайшей тайне от и армии. В нынешней ситуации, когда противостояние, частично уже обагренное кровью, раскололо практически всю страну – от элитного верха до люмпенских низов, расчет на «руководящую роль» армии и на её способность спасти Америку лучше сразу оставить. Её личный состав разбежится по «национальным квартирам», а то и по этническим окопам. Поэтому такого стоп-крана у нынешних США просто нет.
Это осознает не только Эспер, но и Трамп. Иначе трудно понять ту крайнюю осторожность и эпизодичность, с какой он применяет войска, а точнее Нацгвардию для подавления самых опасных очагов неповиновения. И не только потому, что впереди выборы и ему неохота проливать кровь. Еще большей острасткой для власти наверняка является непрочность самой армейской структуры, как, впрочем, и местной полиции. Которая кое-где явно обнаруживает склонность к панибратству с бунтовщиками в украинском стиле «Милиция с народом!».
Третье и главное. Достигшие антагонистического уровня противоречия внутри правящего класса Америки, которые очевидным образом экстраполируются на всё американское общество, в сочетании с отсутствием в массовом сознании сдерживающих агрессию психологических запретов (что связано с длительным периодом американского благополучия), плюс негативный социально-экономический эффект эпидемии COVID-19 – всё, вместе взятое, подводит Америку к предстоящим выборам в состоянии максимального внутреннего ослабления. Это отягощается отсутствием достаточного иммунитета к действию разрушающих государственный организм болезнетворных влияний.
Глубинный, долговременный характер нынешней американской драмы является её главным сущностным отличием от кризисных коллизий, описанных в романе-предупреждении шестидесятилетней давности. Коллизий, которые ни за «Семь дней в мае», ни за неделю в ноябре уже не решить. Америка подошла к тому рубежу в своей истории, когда устранение нескольких политиков и генералов уже ничего не даст.
И даже свержение Дональда Трампа, неважно путем выборов или майдана, ничего в этом смысле радикально не изменит. Потому что точка невозврата давно пройдена. Нынешняя дилемма США напоминает, скорее, пресловутый выбор между ужасным концом и ужасом без конца.
Юрий Селиванов