Ф-35, несмотря на крайне эпизодическое боевое применение, наверняка войдет в историю авиации. Но не как те же МиГ-21, или американский "Фантом", а неким золотым идолом амбиций и аттракционом невиданной жадности военно-промышленного комплекса Соединенных Штатов.
Не знаю, задумывали ли производители американского "стелса" F-35 Lightning II, гигантский концерн Локхид-Мартин, хоть когда-то выйти на самоокупаемость их детища?! Вроде бы это частная фирма, и несмотря на золотой дождь из заказов от Пентагона и USAF, должна соблюдать хоть какие-то приличия на рынке, который, по словам одного перестроечного деятеля, - "всё порешает".
Но состоявшееся в конце апреля 2022 года заседание военной подкомиссии Палаты Представителей Конгресса США решительно поставило крест на эти и без того смутные надежды.
Впервые на столь представительном совещании была озвучена полная стоимость программы, правда, с оговоркой, что она не включает исправление недостатков самолёта. Недостатков там накопилось на трёхзначную сумму (не денег) и критических из них не меньше десятка.
Редко какая большая надежда авиации и новейший самолёт, который по человеческим меркам, скоро отметит своё совершеннолетие, удостаивался особого эпитета от собственного Министра Обороны. Прямолинейный экс-полковник спецназа и глава военного ведомства Соединенных Штатов в 2020-21 гг. Кристофер Миллер публично назвал "Молнию-2", как бы это поинтеллигентнее выразиться, "куском фекалий". Кстати, через неделю после этого его уволили. Может просто совпадение, а может дело в том, что никому не позволено разрушать и опровергать Легенду.
А по поводу настоящей стоимости программы, чтобы не быть голословными, приведем прямую речь председателя подкомиссии Конгресса, мистера Джона Гараменди:
"Наше терпение подходит к концу. Я внимательно наблюдаю за программой более десяти лет и проблемы Ф-35 так и не были решены. Для платформы, стоимостью (тадам!) 1,7 триллиона долларов, он получил недостаточно внимания. Мы покупаем новые яркие блестящие самолёты, и они вроде как хорошо летают пару-тройку месяцев а затем возникают проблемы".
До этого выступления в прессе активно муссировалась сумма стоимости программы Ф-35 примерно в один триллион, а на деле оказалось, что на 70% больше.
Кто-то из американских комментаторов на одном из военных форумов посчитал, что для того чтобы просто вернуть сумму, вложенную НИОКР, создание инфраструктуры и программного обеспечения самолёта, требуется продать минимум 18000 его экземпляров, а выйти на самоокупаемость - целых 28000.
Для сравнения напомним, что самый массовый реактивный истребитель в истории, советский МиГ-15, был произведен в количестве 15500 машин.
А очередной скандал возник на фоне того, что руководство USAF настоятельно требует заменить "не оправдавший надежд" двигатель Pratt & Whitney F135 на более технологичное и бюджетное изделие концерна General Electric.
Всё тот же Гараменди заявил, что сомневается в успехе такой рокировки и скорее всего на выходе получатся две силовые установки, цитата: "Которые обе не работают". Его, наверное, тоже скоро уволят, ибо нечего почем зря выдавать большие государственные секреты.
А на горизонте уже вовсю маячит программа NGAD, истребителя шестого поколения, и радостные бизнесмены из ВПК радостно потирают руки в предчувствии Большого Куша. В нынешней ситуации денег на такую "вундервафлю" точно никто жалеть не будет. Так и хочется сказать словами классиков: "Пилите, Шура, пилите!"
Добро пожаловать в дивный новый мир, друзья, где "рыночек порешал", что самое умное, это сидеть на денежных потоках от простых налогоплательщиков и "дуть" им в уши истории про новые "суперсамолёты", которые по сути мало чем отличаются от популярных комиксов вселенной "Марвел" про "Супергеров".
F-22 "Рэптор", ни разу не проявивший себя в бою, собираются списать в пользу F-15