Пивной путч

_________________

Пивной путч


Ровно 100 лет назад 9 ноября 1923 года Адольф Гитлер и его сторонники предприняли попытку переворота в Мюнхене. События начались в помещении огромного пивного зала - мюнхенского «Бюргербраукеллер», где проходило выступление члена правительства Баварии Густава фон Кара и собрались местные высшие чины. Поэтому это восстание вошло в историю «пивной путч». Выступление было подавлено, но оно прославило Гитлера и стало его путевкой в большую политику. О вожде немецких националистов написали все немецкие газеты, его портреты поместили еженедельники. Популярность НСДАП серьёзно выросла. Срок Гитлер за попытку государственного переворота получил минимальный – 5 лет, но он фактически он находился в тюрьме всего восемь месяцев, написав в заключении свой труд «Моя борьба». Уже в 1933 году Гитлер пришел к власти вполне легальным путем, его партия получила большинство голосов на выборах в рейхстаг, что позволило ему возглавить правительство.

К осени 1923 года Германия находилась в перманентном кризисе. В этот период он был обострен оккупацией французско-бельгийскими войсками Рурской области. Версальским договором 1919 года на Германию возлагались обязательства по уплате репараций державам-победительницам. Париж настаивал на безоговорочном выполнении положений договора и не шёл на компромиссы, отстаивая принцип – «немцы должны заплатить за всё». При возникновении просрочек с репарациями французские войска несколько раз входили на неоккупированные германские территории. В 1922 году в связи с ухудшающейся экономической ситуации в Германии союзники отказались от денежных выплат, заменив их поставками товаров (стали, угля, древесины и пр.). В январе 1923 года, обвинив Берлин в умышленной задержке поставок, Париж ввёл войска в Рурский регион. Причём Париж стал добиться присвоения Рейнланду и Руру статуса, аналогичного статусу Саарского региона, где принадлежность к Веймарской республике носила только формальный характер, а реальная власть находилась в руках французов. Это вызвало волну гнева в Германии. Правительство призвало население к «пассивному сопротивлению». Выплату репараций окончательно свернули, чиновничий аппарат, промышленность и транспорт охватила всеобщая забастовка. Происходили и нападения на оккупантов, французы отвечали карательными рейдами. Погибли десятки людей.

Рурский кризис и унижение Германии, экономические трудности, гиперинфляция вызвали рост левых и праворадикальных настроений. Одновременно активизировались сепаратистские настроения. Сепаратисты рассчитывали, что отделение из земель от Веймарской республики поможет облегчить бремя репарационных выплат или вообще отказать от них, выйти из экономического кризиса. Так, правые сепаратисты-консерваторы, находившиеся у власти в Баварии, хотели отделить свою землю от республики и реставрировать дореволюционную баварскую монархию Виттельсбахов. Этот род правил Баварией с конца XII века и до конца Первой мировой войны. Лидер правых и глава правительства Баварии Густав фон Кар ввёл в Баварии чрезвычайное положение и отказался выполнить ряд предписаний социал-демократического правительства в Берлине.

Нацисты пошли на тактический союз с баварскими сепаратистами. Они планировали воспользоваться сепаратистскими настроениями в Баварии, чтобы заявить о себе в общегерманском масштабе. Гитлера вдохновлял пример марша на Рим Муссолини 27-30 октября 1922 года, когда правящей партией стала Национальная фашистская партия, а Бенито Муссолини смог возглавить и сформировать правительство. Нацисты хотели использовать Баварию как плацдарм для похода на Берлин. Еще в начале сентября 1923 года в Нюрнберге при участии одного из героев Первой мировой войны, генерала Эриха Людендорфа учредили Немецкий союз борьбы, который возглавил Гитлер. Эта организация объединяла вокруг НСДАП ряд националистических и военизированных группировок, и нацелилась на создание сильного централизованного государства. Осенью 1923 года Национал-социалистическая немецкая рабочая партия насчитывала более 50 тыс. человек, большинство из которых проживало в Баварии. Поэтому в Баварии НСДАП представляла собой серьезную силу. Была у партии нацистов и собственная военная сила штурмовые отряды (нем. Sturmabteilung, сокращённо СА), состоящие в тот момент из 13 пехотных, а также охранной, мотоциклетной и велосипедной рот.

Тем временем конфликт между Берлином и Мюнхеном набирал обороты. Баварские власти отказались выполнять приказ о задержании трёх популярных лидеров вооружённых формирований и закрыть «Народный обозреватель» (орган НСДАП). 18 октября командующий Баварским военным округом генерал Отто фон Лоссов отказался выполнять приказы рейхсминистра обороны генерала Отто Гесслера. Его сняли с должности. После этого баварское правительство переподчинило себе дивизию рейхсвера, дислоцированную в Баварии. Фактически это был мятеж. Однако лидеры Баварии, натолкнувшись на твердую позицию берлинского Генштаба и начальника управления сухопутными силами рейхсвера Ханса фон Секта, сбавили обороты. Гитлеру сообщили, что пока против Берлина открыто выступать нельзя.

Гитлер решил, что пора инициативу брать в свои руки. Он хотел перехватить власть в Баварии в свои руки, воспользовавшись недовольством солдат рейхсвера сепаратизмом Мюнхена, общей слабостью баварской и общегерманской власти. Гитлер рассчитывал на массовую поддержку приверженцев «национальной идеи», особенно с учётом того, что на его стороне выступит генерал Эрих Людендорф. Генерал был героем захвата Льежа, занятие этой сильной крепости позволило германской армии развить наступление. Людендорф и Гинденбург провели успешную операцию по разгрому русских войск в Восточной Пруссии. В послевоенные годы генерал стал одним из основателей теории об «Ударе ножом в спину». Согласно этой теории германская армия вышла непобеждённой из войны, но получила «удар в спину» от социал-демократической оппозиции и еврейства. Людендорф обвинял политиков Веймарской республики в отсутствии национального духа и в итоге стал поддерживать НСДАП. Гитлер был одним из тех немногих политиков, которых генерал в этот период уважал.

Вечером 8 ноября 1923 года в помещении «Бюргербраукеллер» собралось большое количество людей – около 3 тыс. человек, здесь проходил митинг баварских консерваторов с участием Кара. Присутствовали и руководители местных военных сил - командующий вооруженными силами Баварии фон Лоссов, начальник баварской полиции, полковник Ханс фон Зайссер. По приказу Гитлера несколько сотен штурмовиков окружили здание, установили на улицe пулемёты, нацелив их на входные двери. Гитлер в 20:45 во главе отряда ворвался в здание, согнал со сцены Кара, выстрелил в потолок из пистолета и в наступившей тишине прокричал: «Национальная революция началась!» Затем произнес перед краткую речь, фактически шантажируя присутствующих. Фюрер сообщил, что здание окружено и пообещал установить пулемет и в зале, если его не будут слушать. Гитлер заявил, что баварское правительство и правительство республики низложены, учреждается временное правительство рейха, казармы рейхсвера и земельной полиции захвачены, рейхсвер и земельная полиция перешли на их сторону. Фон Кар, фон Лоссов и фон Зайссер были изолированы, и Гитлер с пистолетом убеждал их войти в новое правительство. Однако они сомневались. Только появление в пивной Людендорфа, который присоединился к путчу, заставило Лоссова и Зайссера дать согласие присоединиться к походу на Берлин. Фон Кар был провозглашен регентом Баварии. Людендорфа назначили главой вооруженных сил Германии, Гитлер должен был стать канцлером.

Первый этап путча прошел весьма успешно. Но затем Гитлер и Людендорф совершили большую ошибку. Они поверили, что Кар, Лоссов и Зайссер теперь их люди и они в одной лодке. Основная вина была на Людендорфе, который больше разбирался в военном деле, чем в политике. Кар, Лоссов и Зайссер и другие члены баварского правительства попросились домой, дав Людендорфу «честное офицерское слово», что они поддержат поход на Берлин. Во всеобщей победной эйфории им поверили и отпустили. Это привело к поражению, причем ещё до похода на Берлин. Причём Гитлер был более дальновидным и сразу понял, что Людендорф совершил грубую ошибку.

Кар немедленно перевёл правительство в Регенсбург и издал прокламацию, где отказывался от всех обещаний, сделанных «под дулами пистолетов», и объявил о роспуске Национал-социалистической партии и штурмовых отрядов. Главнокомандующий рейхсвером генерал Ганс фон Сект пообещал, что если баварцы не справятся с мятежом сами, то пообещал перебросить войска из других земель. Баварские руководители прибыли в казармы рейхсвера и войска заняли все стратегические пункты Мюнхена. Ночью штурмовики под командованием Эрнста Рёма заняли штаб-квартиру сухопутных сил, но были блокированы регулярными войсками.

Восставшие выпустили «Воззвание к германскому народу», где заявили о низложении режима «ноябрьских преступников» (в ноябре 1918 года Германия подписала Компьенское перемирие, которое привело к поражению империи в Первой мировой войне), и создании национального правительства. Но это уже не могло изменить ситуацию. Стратегическая инициатива была утрачена. Людендорф, пытаясь вернуть инициативу, предложил занять центр города, надеясь, что его авторитет поможет переманить на сторону нацистов представителей армии и полиции.

В 11 часов утра 9 ноября нацисты начали марш к центру города на Мариенплац. Во главе колонны Гитлер, Людендорф, Герман Геринг и главный редактор газеты «Штурмовик» Юлиус Штрайхер. У площади Одеон, около «Фельдхернхалле» («Зала героев») шествие встретил полицейский отряд. Гитлер призвал полицейских перейти на их сторон, но получил отказ. Раздались первые выстрелы, а затем дружный залп. Кто начал стрелять первым, неизвестно. Погибли и были ранены несколько полицейских. 16 путчистов были убиты на месте, десятки получили ранения. Геринг был тяжело ранен двумя пулями в верхнюю часть правого бедра. Он чуть не умер от этой раны, в неё попала грязь, вызвавшая заражение. Гитлера и Людендорфа спас фронтовой опыт, они бросились на землю. Охранник Людендорфа и многие соратники Гитлера, шедшие в этой группе, были убиты наповал или ранены. Соратники тут же вывели Гитлера из толпы и увезли. Нацисты не ожидали столь яростного отпора, и демонстрация была рассеяна. Вскоре капитулировал и окруженный Рём.

Это было поражение. Геринга и нескольких других активистов смогли вывезти в Австрию, а Гитлер и Гесс были арестованы. Людендорфа задержали сразу, он не пытался скрываться. Таким бесславным был итог «пивного путча». Руководители нацистов явно переоценили свое влияние на людей, и значение героя-генерала Людендорфа, рассчитывая, что одно имя популярного генерала привлечет на сторону восставших солдат и полицейских. Кроме того, Гитлер и Людендорф недооценили способностей баварского руководства - Кара, Лоссова и других, которые не желали отдавать власть. Однако путч привел к стратегическому выигрышу. Восстание стало грандиозной пиар-акцией НСДАП, о которой заговорила вся страны. Одни ненавидели нацистов, другие восхищались. Гитлеру повезло, он не получил пулю и за один день стал одним из политиков общенационального уровня.

С 26 февраля по 1 апреля 1924 года в Мюнхене шел судебный процесс. На нём Гитлер также получил возможность пропагандировать национал-социалистические идеи. Как говорил Адольф Гитлер впоследствии, «наши идеи разметало по всей Германии подобно взрыву». Популярность НСДА сильно выросла. На выборах в баварский ландтаг партия получила каждый шестой мандат. На выборах в германский рейхстаг в декабре 1924 года в парламент прошло 40 депутатов.

Приговор был удивительно мягким: четверо, включая Гитлера, получили 5 лет тюремного заключения «за государственную измену», ещё пятеро отделались 15-месечными сроками. Видимо, сыграл свою роль факт двусмысленного поведения баварского руководства во время путча, когда они в начале его фактически поддержали. Баварские судьи и прокурор старались не привлекать внимание к Кару, Лоссову и другим сепаратистам, которые до путча способствовали движению нацистов. Гитлер даже прямо и заявил во время судебного заседания: «Одно несомненно: если наше выступление действительно было государственной изменой, тогда все это время Лоссов, Кар и Зайссер совершали государственную измену вместе с нами». Кроме того, суд не мог отправить в тюрьму национального героя Германии – Людендорфа, его оправдали, а другие руководители восстания отделались мягким наказанием. Сам Людендорф отметил эти двойные стандарты, осудив свой оправдательный приговор, так как это было грубое нарушение закона, поскольку его товарищи были признаны виновными.

В тюрьме Ландсберг, где нацисты отбывали наказание, им были созданы тепличные условия. Заключенным даже позволяли собираться за общим столом и обсуждать текущую политическую ситуацию. Гитлер мог проводить большое количество времени за чтением книг и написал большую часть своей работы «Моя борьба». Уже в декабре 1924 года Гитлера освободили, и он смог вернуться к политической борьбе.

«Пивной путч» стал первым «героическим деянием» и частью «гражданской религии» нацистов. 16 погибших на Одеонплац были названы мучениками. Флаг, под которым они шли, стал священным. Им освещали партийные знамена на съездах в Нюрнберге. После прихода НСДАП к власти саркофаги с прахом «мучеников» были перенесены на мюнхенскую площадь Кёнигсплатц, где были построены два Храма почёта (северный и южный). В 1933-1939 гг. Национал-социалистическая немецкая рабочая партия ежегодно отмечала в зале «Бюргербраукеллер» годовщину путча с обязательным участием. Когда здание повредил террорист, годовщина отмечалась в пивном зале «Лёвенбраукеллер».

Пивной путч
Административное здание НСДАП и южный Храм почёта

Источники
Гинцберг Л. И. Ранняя история нацизма. Борьба за власть. М., 2004.
Соколов У. Адольф Гитлер. Жизнь под свастикой. М., 2005.
Ширер У. Взлёт и падение Третьего рейха. М., 2007.

Автор Самсонов Александр
Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.4 (всего голосов: 50).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА