Ударные вертолеты Ми-35 нужны Пакистану для борьбы с талибами и контроля зоны племен на границе с Афганистаном
Российские власти намерены отказаться от собственных ограничений и возобновить военно-техническое сотрудничество с Пакистаном. «Решение принято. Мы ведем переговоры о поставке в эту страну вертолетов Ми-35», — заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Ни сумму сделки, ни объем предполагаемой партии он не назвал. Но есть все основания полагать, что речь может идти о 10–12 вертолетах общей стоимостью 300–350 млн долларов. «Как правило, в таких случая крупные сделки сразу не заключаются, хотя, конечно, бывают и исключения», — говорит замдиректора Центра АСТ Константин Макиенко.
Уже сейчас ясно, что готовящаяся сделка с Исламабадом может стать поворотным моментом во всей российской политике на рынке вооружений в азиатском регионе. Дело в том, что до сих пор наша страна очень трепетно относилась к пожеланиям Индии и не поставляла в Пакистан никаких более или менее серьезных систем вооружений. Исключения составляли лишь транспортные вертолеты Ми-17. За последние двадцать лет Москва продала Исламабаду порядка 70 таких вертолетов. Но о продаже ударных систем вооружений, да еще с большой поражающей мощью, не могло быть и речи. И понятно почему. Индийские власти всегда говорили, что военно-техническое партнерство с Россией имеет особый статус. И в ответ Москва не только шла на передачу Дели критически важных военных технологий, но и организовала целый ряд совместных предприятий по производству в Индии истребителей Су-30, сверхзвуковых крылатых ракет «Брамос», тяжелых танков и другой сложной техники. Более того, вместе с Индией наша страна начала совместную разработку истребителя пятого поколения. Но в 2010 году наши отношения с Индией резко изменились. Российские компании неожиданно для всех проиграли целую серию крупных тендеров на поставку Дели сначала бронетехники, затем ударных вертолетов, а потом и фронтовых истребителей. Но это еще не все. Официальный Дели все чаще стал высказывать нам претензии по поводу активного сотрудничества России с Китаем, что было уже явным перебором в устоявшихся неформальных взаимоотношениях двух стран. Так что намерение Москвы расширить географию ВТС в азиатском регионе за счет Пакистана полностью оправдано с морально-этической точки зрения.
«Пакистанские военные любят наше оружие еще со времен войны в Афганистане и в отличие от индийцев никогда его не критиковали. Что же касается возможных негативных последствий от сделки с Пакистаном, то их, скорее всего, не будет, — говорит Константин Макиенко. — Та же Франция или, скажем, США продают оружие и Дели, и Исламабаду и никаких угрызений совести от этого не испытывают. И я не вижу причин, почему мы не должны поступать так же». Немаловажно и то, что Ми-35 на самом деле нужны Пакистану не для противостояния с Индией, а для борьбы с талибами и более эффективного контроля так называемой зоны племен на границе с Афганистаном. Так что Индии в любом случае волноваться не стоит.