Александр Разуваев


Для начала — почему слабеет рубль. Причин много, но главные две — падение цен на нефть и отток капитала из-за санкций. Более интересен вопрос, почему рублю никто не мешает падать. Банк России обладает международными резервами в размере около 450 млрд долл., у российских государственных и близких к правительству нефтегазовых компаний также есть соответствующие валютные резервы. Например, денежная позиция «Сургутнефтегаза» превышает 30 млрд долл. Однако наш регулятор лишь сглаживает курс, но не меняет тенденции.

Причина проста, и называется она — бюджет. Рублёвые доходы российских экспортёров автоматически растут, растут и доходы бюджета. Вызванная ослаблением рубля раскрутка инфляции также играет в пользу бюджета. С января по сентябрь этого года профицит федерального бюджета РФ составил 1,1 трлн рублей или 2,1% ВВП. Очень вероятно, что целью девальвации является сохранить стабильность в государственных финансах.

Для рядовых россиян ситуация на самом деле далека от драматизма. Инфляция вряд ли в итоге превысит 10%, что остаётся достаточно комфортным уровнем. При более высокой инфляции мы жили все нулевые годы. А двадцать лет назад в России инфляция составляла 10–20% в месяц. Что касается зарплат, то пока в России сохраняется слабый экономический рост. Любители зарубежного отдыха и иностранных товаров, конечно, сильно проигрывают, однако не стоит забывать, насколько комфортной для них было время дорогой нефти. Теперь конъюнктура изменилась. С моей точки зрения, не стоит брать на себя риски чужих и не самых дружественных России экономик. Процентные ставки по рублёвым депозитам в первоклассных банках быстро подтягиваются за инфляцией. И сейчас это, наверное, самый правильный выбор. Вы сохраните свои сбережения от инфляции вне зависимости от ситуации на валютном рынке. Впрочем, если вы хотите заработать — есть рынок акций. Он не только остаётся самым дешёвым в мире, но и в валютном выражении находится на 60% ниже исторических максимумов. «Газпром», например, торгуется меньше, чем три годовых прибыли.

Вместе с тем — ситуация для рубля не самая благоприятная и в долгосрочном плане. Очень вероятно, что в следующем году ФРС США начнёт повышать ставку. А это означает укрепление доллара США против основных мировых валют и, главное для России, падение цен на нефть. Некоторые экономисты уже даже предлагают ввести фиксированный курс рубля. Однако это, конечно, очень плохая идея. Если Банк России будет поддерживать курс рубля на фиксированном уровне, то ему придётся идти против рынка, потратить значительные международные резервы. Это приведёт к снижению суверенного рейтинга России, а главное — резко снизит финансовые возможности российского государства в нынешнее непростое время.

Если же Банк России не будет тратить резервы, просто введя официальный курс, то быстро возникнет чёрный рынок с соответствующей криминальной составляющей. Следом за вводом фиксированного курса, вероятно, последуют ограничения на движение капитала. Эти меры традиционно применяются слабыми в экономическом и политическом плане странами. Россия к ним не относится. Россия — шестая экономика мира, успешная страна успешных людей. Именно поэтому мы обязаны сохранить абсолютно рыночное регулирование валютного рынка и шире — финансовой сферы. На фиксированный курс Россия не пошла даже после дефолта 1998 года, а введённые временные тогда ограничения на движение капитала касались лишь иностранных держателей ГКО.

Репутация в мире денег стоит очень дорого. В конце нулевых российское правительство мечтало создать в Москве международный финансовый центр. И административное регулирование окончательно похоронит эту мечту. Рано или поздно политическая ситуация изменится, санкции отменят. На российский рынок акций и облигаций вернутся западные инвесторы. Жажда наживы — очень упрямая вещь. Они вряд ли полюбят Россию, но, как известно, если у тебя проблемы с совестью, надо просто взять её в долю. Уже сейчас некоторые инвесторы из Азии проявляют интерес к нашим активам, отпугнуть их — худшее, что мы можем сделать.

P.S. Интеграция стран ТС предполагает в перспективе ввод евразийской валюты, рабочее название «алтын». Однако все прекрасно понимают, что это будет новая версия российского рубля. Экономика Казахстана составляет 10% от российской, Беларуси — 3,5%. Если доверие к рублю будет подорвано, то шансы алтына в глобальной экономике будут стремиться к нулю.