При этом их доработка до требуемого уровня будет стоить более 39 миллиардов долларов.
В результате процесса параллельного создания и доработки чуть меньше чем 200 истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 Lightning II оказались небоеготовыми. Согласно заключениям экспертов, их можно использовать только в авиашоу и для тренировочных миссий, сообщает Popular Mechanics.
Для того чтобы как можно быстрее получить в войска самолёты пятого поколения F-35 Lightning II, Пентагон и компания Lockheed Martin реализовали параллельные и одновременные поставки. Тогда это казалось хорошей идеей. Самолёт разрабатывался сразу в трёх модификациях — для ВВС, военно-морских сил и корпуса морской пехоты. При этом в войска поставлялись самолёты, ещё не получившие статус готовности к боевым действиям, а модернизировать их предлагалось на местах в основном при помощи замены программного обеспечения.
На практике всё получилось гораздо хуже. Доработка самолётов заняла более пятнадцати лет (первый полёт состоялся в далёком 2000 году). Денег на параллельную разработку ушло гораздо больше, а итогом стало наличие в войсках почти 200 самолётов старых версий, не готовых к использованию большинства видов оружия и не готовых к реальным боевым действиям. 108 самолётов находятся в ведении военно-воздушных сил, и ещё 81 наберут на двоих морская пехота и военно-морские силы.
В настоящее время в войска поступают самолёты, созданные по стандарту Block 3F — программное обеспечение для него всё ещё тестируется. В то же время большинство небоеготовых самолётов были созданы по стандарту Block 2B, на два уровня ниже. Между ними более 200 различных отличий, как программных, так и аппаратных.
Доработка самолётов будет стоить американцам более чем 39 миллиардов долларов. Денег таких в бюджете Министерства обороны нет, как нет и времени у производителя: сейчас он занят производством новых самолётов. Пока решено оставить эти 189 самолётов как есть, а модернизировать их позже, когда появятся деньги.