В Национальное собрание Гагаузии внесли законопроект, предусматривающий выход автономии из состава Молдавии в случае утраты последней государственности. Законопроект также предлагает внести соответствующие поправки в молдавскую конституцию.
Президент Молдавии Игорь Додон указал, что о гагаузском сепаратизме речь не идёт. «Гагаузия – часть Молдовы. Так было, есть и, конечно, будет. Я знаю, что гагаузы – настоящие государственники Республики Молдова. Они не хотят ни отделения, ни независимости. В их законе есть пункт о том, что если Республика Молдова потеряет государственность, то Гагаузия, в соответствии с особым статусом, имеет право на самоопределение», - подчеркнул И. Додон. Эти слова, по сути, являются признанием правоты гагаузов.
Гагаузия в составе Молдавии пользуется автономными правами. Автономия спасает гагаузов от румынизации, позволяет сохранять свой язык и культуру. Ранее гагаузские власти неоднократно заявляли, что в случае поглощения Молдавии Румынией Гагаузия объявит о независимости.
Идею Великой Румынии гагаузы воспринимают крайне негативно. В народной памяти ещё сохранились воспоминания о румынском гнёте в период нахождения Гагаузии в составе румынского государства 1918-1940 гг. Пока прозападное крыло молдавского политикума насаждает в обществе русофобские и прорумынские настроения, гагаузы отмечают годовщины антирумынских восстаний ХХ в. и выступают за дружбу с Приднестровьем и Россией.
Гагаузия понимает, что в Великой Румынии её ждёт культурный геноцид и ассимиляция. Гагаузы не забыли поход на Гагаузию молдавских националистов, поддержанных румынскими добровольцами в 1990 г. Тогда едва удалось избежать кровопролития. В ту трудную годину Гагаузию поддержало Приднестровье. С тех пор отношения Тирасполя и Комрата – это отношения политического и идеологического партнёрства.
До 1994 г. Гагаузия существовала в виде непризнанной самопровозглашенной республики. И было бы у Молдавии ещё одно Приднестровье, если бы не удалось договориться с гагаузами. Кишинёв им – автономию, они Кишинёву – частичный отказ от суверенитета.
В феврале 2014 г. в Гагаузии был проведён плебисцит, на котором жители проголосовали за право на самоопределение в случае утраты Молдавией независимости. Кишинёв не признал результаты плебисцита. Хотя, казалось бы, гагаузы показали себя радетелями за молдавский суверенитет. Ради него они и готовы пребывать с молдаванами в одном государстве.
Угроза молдавской государственности исходит от Румынии. Потому Кишинёв и отказался признать мнение гагаузского народа. Подготавливая собственную страну на заклание Великой Румынии, молдавские политики прозападной ориентации видят в приверженности гагаузов суверенитету Молдавии препятствие своим планам.
Вышеупомянутый законопроект также оговаривает, что автономный статус Гагаузии можно менять лишь 3/5 голосов депутатов парламента на основе совпадающего решения Национального собрания и парламента и положительного отзыва Исполнительного комитета Гагаузии для реорганизации работы госучреждений.