Подписавшие в Беловежской пуще президенты России, Белоруссии и Украины (и в купе с ними первый и последний президент СССР Горбачёв) неоднократно подчёркивали, что величайшим их достижением был бескровный демонтаж страны. А в это время стреляли в Приднестровье и Абхазии и Карабахе. И вот снова в Карабахе рвутся снаряды, льётся кровь.
Мины замедленного действия
В СССР границы многих республик проводились как Бог на душу положит. Огромные регионы, передавались от одной республики другой исходя из политических, экономических и пр. соображений. Спрашивать мнение живущих на этих землях людей при этом было не принято. Трагедии из этого никто не делал: кочуя из одной республики в другую люди, тем не менее, оставались в пределах СССР, а всё остальное не имело значения.
В 1991 году на республики СССР как снег на голову свалилась то ли беда, то ли счастье: независимость. Тут бы вчерашним секретарям республиканских ЦК проявить мудрость и проводить свою политику с учётом простого факта, что на территории их стран проживают не только представители титульной нации.
Однако вчерашние интернационалисты-коммунисты наперегонки принялись строить национальные государства и в ответ на свою глупость получили Южную Осетию, Абхазию, Приднестровье и Нагорный Карабах, пожелавших пойти своим путём. Желающих отделиться от метрополии было куда больше, но только эта четвёрка отстояла своё право на независимость, взяв в руки оружие и заплатив за своё решение кровью.
Особенности Нагорного Карабаха
Нагорный Карабах – область, населённая преимущественно армянами. Карабах имел статус автономной области в составе Азербайджана и был анклавом – территорией, со всех сторон окружённой Азербайджаном. В случае неповиновения метрополии такие «островки» обычно гибнут в результате тотальной блокады. Карабахцы гибнуть не хотели и в ходе боевых действий пробили т.н. «лачинский коридор» в Армению.
Официально не признавая НКР, Армения тем не менее оказала соотечественника самую широчайшую поддержку и по этой дороге жизни из Еревана в Степанакерт в пошло всё, необходимое и для мирной жизни, и для войны.
В той войне 1992-1994 года военное счастье сопутствовало армянам, они немножко «увлеклись» и Нагорно-Карабахская республика увеличилась в размерах. Под её контроль попали территории, никогда не входившие в состав Нагорно-Карабахской автономной области и карабахские армяне без малейших угрызений совести включили их в состав своей республики, увеличив свою территорию почти в два раза.
Это очень испортило имидж карабахских «борцов за независимость»: если НКР – территория спорная, то захваченные ею земли – исконно азербайджанские, а потому, в глазах мирового сообщества НКР наглый оккупант, и поддержки от мирового сообщества ему не видать.
Азербайджанцы неоднократно пытались отбить свои земли назад. Последняя попытка была в 2016 году. Тогда начавший было разгораться конфликт был погашен усилиями России. И вот в 2020 году Баку решил взять реванш.
Победа или… только победа!
Официально Армения не признаёт Нагорный Карабах и армии Азербайджана сегодня противостоят вооружённые силы НКР. Однако Ереван уже привык считать земли НКР де-факто своими, в стране объявлено военное положение, мобилизация, запрещён выезд из страны мужчин призывного возраста. Это свидетельствует, что Ереван готов идти до конца.
Но если за спиной НКР стоит Армения, за спиной Азербайджана стоит Турция. Если сравнить совместный военный и экономический потенциал Азербайджана и Турции с одной стороны и Армении и Нагорного Карабаха с другой, перевес будет на стороне первых. Настроены Баку и Анкара весьма решительно: если прочие страны призывают Ереван и Баку сесть за стол переговоров, Баку и Анкара хранят молчание, что свидетельствует об их решимости идти до конца.
Кто поможет Еревану?
Сложность положения Еревана в том, что нынешний президент Армении Пашинян пришёл к власти на волне антироссийских заявлений и клятвенно обещал развернуть страну лицом к ЕС, спиной к Москве, обещал выйти из ОДКБ и вступить в НАТО. Однако, когда жареный петух клюнул, Пашинян помчался в Москву, а не в Брюссель.
Пашинян напирает на обязательство членов ОДКБ оказывать помощь в случае внешней агрессии. Но официально Армения никакой внешней агрессии не подвергается, боевые столкновения идут на территории НКР, не признанной и самим Ереваном. А у Баку наверняка хватит мозгов ограничиться территорией Нагорного Карабаха, остановить своих солдат и не пересекать армяно-азербайджанскую границу. Пока Баку ведёт боевые действия на «своей» территории, формальных претензий к нему быть не может. И если даже какой-то азербайджанский снаряд залетит на территорию Армении, долгое время будут выяснять: чей снаряд, не провокация ли это, и даже припёртый к стенке, Баку будет долго извиняться: «Случайно залетел, мы не хотели».
Если же Ереван не удовлетворится извинениями и официально вступит в боевые действия, то «ты сам в это дело вляпался, сам и выпутывайся».
Москве в принципе, абсолютно всё равно, чьим будет Карабах: армянским или азербайджанским, российским он не будет всё равно. И вряд ли Кремль заинтересован поддерживать откровенно русофобский режим Пашиняна.
С какой такой стати мы должны помогать тем, кто нас абсолютно не уважает, нашу помощь не ценит и в открытую мечтает когда-нибудь перебежать на сторону нашего противника?!
За многовекторность (русофобию) так или иначе приходится платить...
Да и прочим соседям будет урок: не плюй в колодец...
Klim Podkova, специально для RUSFACT.RU