Сегодня, 8 февраля, отмечается всероссийский День науки. Наши текущие достижения в этой области, безусловно, заслуживают внимания, однако хотелось бы немного поговорить о временах давно минувших. Наша страна исторически славится великими умами, но зачастую там, где есть незашоренный острый ум, не хватает практичности. К сожалению, российские ученые изобрели и открыли огромное количество приборов, приспособлений и явлений, но не получили должного почёта. Попытаемся восстановить справедливость.
Итак, мало кто знает, но велосипед, а точнее его прототип изобрел русский крепостной Ефим Артамонов ещё в 1801 году. Лишь спустя 17 лет патент на это изобретение получит немец Карл Дрейз, пользуясь статусом барона. Сложно сказать, почему хозяин Артамонова не сделал этого, но факт остаётся фактом. Исторические упоминания имеются, признание – нет.
Изобретение знаменитой лампы электро-накаливания приписывают американцу Томасу Эдисону. Злые языки говорят, что он был лишь мошенником или в лучшем случае талантливым предпринимателем, но никак не изобретателем. Ходят слухи, что он просто украл идею у гения Николы Теслы. Однако ещё в 1870 году, за девять лет до получения патента Эдисоном, аналогичную лампу создал член Русского технического общества Александр Лодыгин. В его изобретении были и вольфрамовые нити, и металлическая катушка. Увы, лампа носит имя американца. Того, что оказался попредприимчивее.
Радио. Любой российский школьник скажет, что радио и телеграф изобрел Александр Попов в 1895 году. Вот только мир с этим не согласен, считая прародителем технологии итальянца Маркони. Это банальная тема для споров, но все равно обидно, учитывая масштабность открытия. Признания хотим, доказательств уйма.
Компьютер. Да, да, ЭВМ в виде персонального компьютера изобрели не американцы из Apple, как считают многие, а омич Арсений Горохов ещё в 1968 году. Авторское свидетельство под нумером 383005 сохранилось в советских архивах. Но ты поди докажи этим американцам, что Советы им утёрли нос. Да и сейчас уже поздно. Главное, что мы помним.
Первая в мире паровая машина была предложена и испытана русским механиком Иваном Ползуновым в 1763 году. На торжественной презентации в 64-м, прошедшей в Барнауле, присутствовал господин Джеймс Ватт. Идея ему понравилась, а спустя 20 лет он сумел получить на нее патент. Никто не умаляет заслуг самого Ватта – безусловно, великий человек, но ведь не первый. А в историю вошёл, в том числе, и как отец парового двигателя.
Великий русский хирург Николай Пирогов начал применять анестезию в далеком 1847 году. Благодаря новому подходу, хирургу удалось спасти несчётное количество раненных, не погибших от болевого шока, например, во время ампутаций конечностей. Разумеется, мировое сообщество обратило внимание на методы Пирогова, однако долгое время никто не мог создать работающую формулу. Патент был выдан лишь в 1878 году Томасу Мортону.
В это сложно поверить, но некоторые убеждены, что периодическая таблица химических элементов была изобретена не Дмитрием Менделеевым, а немцем Лотаром Мейером. Последний лишь предположил, что каждый 8-ой элемент по своим свойствам похож, но этот подход работал лишь для первой части таблицы. Структуру, которой мы пользуемся и по сей день, предложил именно Менделеев. Более того, он предсказал появление ряда новых элементов, оставив для них свободные места в своей таблице. Важность этого открытия и гений Менделеева сложно переоценить. Впрочем, в Европе, где прославляют Мейера, с этим проблем нет.
Электробус, электродвигатель, лазер и многое другое также пришло в светлые российские, русские, советские головы. Однако, наш народ всегда славился беспечностью, наивностью и широтой души. Предположу, что многие отечественные учёные просто делились с иностранными коллегами своими профессиональными достижениями, не имея ни грамма меркантильных амбиций. Настоящий изобретатель охотится не за деньгами или славой, а лишь за познанием непознанного. Они мечтатели, а все эти ребята, чьи фамилии чтут сейчас, как учёных, в основном были лишь коммерсантами.
Также в тему...